«Цель джигитовки состоит в развитии в казаке смелости и ловкости, а потому джигитовка необходима для каждого казака», - говорилось в Уставе строевой казачьей службы от 1899 года. Сейчас среди терских казаков редко встретишь умелого наездника и уж тем более джигита. Почему конные казачьи традиции не получили такого же развития, как обрядовая культура или навыки пешего боя?

Одно на всех седло

В феврале этого года в Михайловске на средства гранта молодежного форума «Машук», выигранного Терским войсковым казачьим обществом, будет запущена конно-спортивная секция.

Почти год назад ее уже анонсировали, когда Конный завод имени Первой Конной Армии подарил станичному казачьему обществу лошадей буденновской породы.

Однако тогда организовать на достойном уровне обучение казачьей молодежи не удалось. Общество располагает всего одним седлом и не имеет средств, чтобы платить зарплату тренерам.

По словам руководителя проекта Игоря Кочубеева, грантом предусмотрено приобретение шести комплектов конной упряжи и седел трех видов, включая джигитовочные, и запуск регулярных тренировок.

Экстрим-шоу «Кубанские казаки»

Сейчас за подаренными лошадьми ухаживает конюх. Он же обучает азам верховой езды учащихся Многопрофильного техникума им. казачьего генерала Николаева.

Помогают в этом деле и нереестровые казаки, разбирающиеся в лошадях, например, из села Донского Труновского района, а также казаки-джигиты из Волгоградской области. «Рассматривался вопрос в теплое время отправить туда на стажировку наших казаков», – добавил Игорь Кочубеев.

Он признал, что пока в Терском войске нет учителей, которые бы могли преподавать джигитовку, и обучение строится на обмене опытом.

«Если нам удастся создать определенную систему, курсы, где казаки на практике могли бы осваивать традиционное мастерство, это будет большое благо», – считает казак.

В большинстве же казачьих обществ Терского войска нет не только занятий по джигитовке, но и конюшен.

Казак без коня – что воин без ружья

На вопрос, кто такие казаки, любой из них ответит, что это православные воины. Но как-то все опускают одну немаловажную деталь – казаки исторически поголовно были блестящими наездниками. И если уж ставить целью возрождение казачьих традиций, то начинать надо именно с искусства управления конем.

Чтобы быть принятым в Запорожскую Сечь, казаку вовсе недостаточно было перекреститься, как сейчас иногда говорят. Он показывал, на что способен как всадник с оружием в руках.

Умение вести бой на коне было обязательным и в царских казачьих войсках, поэтому мальчишек в станицах сызмальства готовили к конным соревнованиям.

Сохранив запорожские традиции и впитав особенности конного мастерства других народов, казаки создали свой набор необходимых в бою кавалеристам умений, который получил название «казачьей джигитовки».

В эмиграции после революции 1917 года генерал Шкуро и полковник Елиеев созывали казаков со всей Европы и проводили соревнования по джигитовке. Они считали, что без нее казачество просто не может существовать. Ею казаки покоряли весь мир и выделялись среди других народов.

Джигитовка в исполнении сурских казаков

В советской России джигитовка, несмотря на расказачивание, сохранялась до Великой Отечественной войны, пока кавалерия не потеряла смысл в бою.

С тех пор она перешла в разряд циркового искусства. Отчасти ее элементы используются в конном спорте.

Современные казаки навыками верховой езды почти не владеют. Исключение составляют воспитанники некоторых конно-спортивных школ в Москве, на Кубани, в Волгоградской области.

На территории Терского войска таких школ нет, хотя достаточно много частных конно-спортивных секций.


Скачки в Новоселицком районе

Атаманы сетуют, что на коммерческой основе заниматься могут позволить себе немногие. Часовой урок чемпиона России по джигитовке в одном из клубов на КМВ стоит 800 рублей.

Помимо михайловского общества, четырех коней в прошлом году подарили, как писали СМИ, Ессентукскому городскому казачьему обществу.

Когда корреспондент КАВПОЛИТа связалась по телефону с городским атаманом Виктором Борисенко, выяснилось, что лошадей получил конно-спортивный клуб, с которым общество больше не работает, потому что там «на детях стали зарабатывать деньги».

Но даже когда казакам обещают льготные условия, желающих учиться почему-то не находится.

В Дагестане руководитель одного из конно-спортивных клубов Оксана Старчак предложила недавно открывшемуся казачьему культурному центру в Кизляре заложить в бюджет ставку для тренера и помочь кормами. Сама она готова обучать верховой езде в полцены, если воспитанники клуба будут помогать в уходе за лошадьми.

Воспитанницы конно-спортивного клуба Оксаны Старчак на казачьем мероприятии

Казаки отказались, сославшись на недостаток финансирования. Хотя к помощи этого клуба они периодически обращаются, когда нужно блеснуть всадниками на казачьих мероприятиях. Им не отказывают, стараясь поддержать престиж казачества в республике.

К слову, в Карачаево-Черкесии для обучения карачаевцев местный конно-спортивный клуб в свое время нанял волгоградского казака-джигита Степана Щеглова. И финансы нашлись, и желающие заниматься.

Конный патруль вместо понятых

Странно, конечно, что в госпрограмме по поддержке казачества находятся средства на дружины и войсковой ЧОП, в традиционности которых многие казаки сомневаются, но не закладываются деньги на обучение верховой езде, хотя конь наравне с шашкой был неотъемлемым атрибутом казака.

Тех же «понятых», в роли которых часто при полицейском патруле выступают казаки-дружинники, могли бы заменить всадники в казачьей одежде. Такой «исторический» патруль давно действует в окрестностях Пятигорска.

Мечтают о конном патруле и в Павловском районном казачьем обществе. По словам районного атамана Владимира Рогового, несколько лет назад предыдущее руководство общества распродало лошадей и конюшни.

Остались только казаки-любители, которые держат коней дома и дают возможность покататься детям. В городе Новопавловске уверенно сидеть в седле могут человек десять. Видимо, поэтому на шермициях до 90% конкурсов проводятся в пешем порядке.

«У нас управа находится в центре города. Думаем выкупить участок, поставить хотя бы двух лошадей, и отбоя не будет от детей, – уверен Владимир Роговой. – Все, кто приходит к нам, сразу спрашивают лошадь и шашку. К тому же мы бы могли патрулировать город на этих лошадях в рамках казачьей дружины».

Скачки в Георгиевском районе

«Казаки – это по сути каскадеры»

Казак Иван Дорофеев в юности занимался верховой ездой при Терском конном заводе в Минеральных Водах. Его отец задолго до начала возрождения казачества гарцевал на коне в мохнатой бурке и приучал к казачьим традициям своих сыновей.

Семь лет назад Иван начал самостоятельно осваивать искусство джигитовки. Смотрел видеоролики из казачьей эмиграции, наблюдал за соревнованиями мастеров и отрабатывал трюки, одновременно дрессируя коней. Не своих, арендованных в конюшнях состоятельных людей.

Он предлагал разным казачьим обществам в краевом центре проводить занятия по джигитовке, но это оказалось никому не нужным. Дальше танцев, песен, пускания корабликов и «детских игр» – шермиций – казаки идти не захотели.

«Казачество в 90-е годы началось не с возрождения традиций, а с требований вернуть землю, отнятую большевиками. С самого начала возобладали шкурные интересы, поэтому настоящего казачества нет и не будет, – негодует вышедший из реестра казак. – Туда идут не ради традиций, а чтобы устроиться в дружины и ЧОПы, созданные атаманами. У них такой бизнес, а все эти песни и казачья форма нужны только для того, чтобы пустить пыль в глаза губернатору, митрополиту».

По словам Ивана Дорофеева, казачество собирает большие суммы в виде взносов и пожертвований. Но тратятся эти деньги «на всякую мишуру», а можно было бы организовать занятия в конно-спортивных секциях.

Ведь верховая езда и джигитовка развивают силу, ловкость и смелость – то, чем выделялись казаки в царское время.

«Когда делаю некоторые трюки под шеей на скаку, я боюсь, но надо же преодолевать этот страх. Казаки – это по сути каскадеры, а не биржа труда для отставных пенсионеров и инвалидов, - подчеркивает наш собеседник. – Конечно, и раньше у кого-то лучше получалось петь, у кого-то – джигитовать.

Помните, в "Тихом Доне" отец Гришки Мелихова хромал, потому что на императорском смотре сломал ногу? Да, бывают и травмы. Я себе ребро сломал. Этого многие боятся. Даже самые духовитые казаки, с которыми я занимался, и тех надолго не хватило. 25 лет как форму надели, а казаками так и не стали».

Кизлярские казачата на лошади клуба Оксаны Старчак

Были бы гроши

Джигитовка в современной России развивается и отдельно от казачества. В прошлом году она была признана самостоятельной дисциплиной конного спорта.

Зато среди терских казаков популярность набирают скачки. В Георгиевском районе Ставрополья ежегодно конные соревнования на приз атамана.

Возглавляющий районное общество Андрей Калиткин поясняет, что участники скачек тренируются сами на собственных лошадях. Джигитовать умеет только один казак общества – Петр Мячин. Но его уже подводит здоровье. А молодежь, вкусив первые трудности, к джигитовке быстро охладела.

Но самым большим препятствием для возрождения этой казачьей традиции Андрей Калиткин все-таки считает не человеческий фактор, а экономический.

«Были бы гроши, а грошей нема для содержания лошадей. Это очень дорогое удовольствие, – подчеркивает он. – Сегодня конь в хозяйстве даже у тех, кто на земле живет, только для души, потому что требует одних расходов. Сто лет тягловая лошадь стоила 10 рублей, а строевая 70 рублей. Государство этих лошадей закупало, и они были ходовым товаром».

Проблемы начинаются у наездников с поисков кузнецов, шорников и специализированных ветеринаров и заканчиваются покупкой перспективных племенных скакунов. Племенное коневодство этого направления сходит на нет. Сделанные на заказ седла и упряжь стоят дорого, как эксклюзивные изделия.

Больших вложений требует строительство крытых манежей и утепленных конюшен. Лошадям нужен выпас и корма. Даже вывезти навоз сейчас без разрешения проблематично.

Поэтому любое казачье общество, которое пытается возродить казачество на общественной основе, должно сначала решить массу попутных вопросов.

«Все разрешимо, если будет госпрограмма поддержки конного спорта, – полагает Андрей Александрович. – Кремлевская школа верховой езды поздравляла с юбилеем королеву Англии и произвела там фурор.

Кремлевская школа верховой езды

Вот у нас есть ДЮСШ, которые финансируются из бюджета. Так же должны финансироваться конно-спортивные школы. Мы должны понимать, что если мы хотим сохранить традицию, это стоит достаточно больших денег».

2

Кемалиев Р.

ученик специализированной школы-гимназии № 30 для одаренных детей с обучением на трех языках, г.Атырау (Гурьев).

Научный руководитель: м.и.н. Пересыпкин И.С.

История казачьей джигитовки.

История джигитовки насчитывает не одну тысячу лет. Многие кочевые племена и народы веками совершенствовали это искусство, передавали свои навыки потомкам, преумножали приемы. Но наибольшее развитие и распространение джигитовка получит среди казачества – субъэтноса русского народа, который всю свою жизнь посвящал военному искусству и служению Отчизне.

Актуальность данной темы обусловлена значительной ролью джигитовки в жизни казаков в прошлом. Однако, перепитии истории привели к тому, что на определенном этапе о ней стали забывать и искусство это, чуть было не кануло в прошлое.

Прежде чем проследить историю джигитовки, стоит объяснить обывателю, что именно понимается под этим словом, и почему мы назвали его «искусством».

Джигитовка – скачка на лошади, во время который ездок выполняет гимнастические и акробатические трюки, военно-прикладной вид конного спорта .

Название «джигитовка» происходит от тюркского слова «джигит» – лихой и квалифицированный всадник. Джигитовка практиковалось как боевое искусство казаками, народами Кавказа и Центрально Азии. Следует подчеркнуть, что несмотря на азиатское происхождение слова «джигитовка», практическое его наполнение сугубо казачье. Именно казаки, отличаясь высоким индивидуальным боевым мастерством, перенимали и развивали самые лихие и эффективные боевые приемы у народов, с которыми они дружили или воевали. Джигитовка это чисто российское явление в конном деле, вклад в которое внесли многие народы, входившие в состав Российской Империи. .

Согласно Византийским хроникам 6-го столетия, джигитовку практиковали славянские племена, которые жили на границе между степью и лесом и должны были защищаться от частных набегов степных кочевников. Стойкие славяне сражались двумя саблями, это так изумило византийцев, что те сравнивали славянских воинов с кентаврами. Для того чтобы сделать это возможным, мальчиков начинали тренировать с детства. Для этого использовали тяжелые камни, покрытые кожей быка, которые часами держали между коленями. Это укрепляло ноги и приспосабливало их, чтобы в бою управлять конем только ногами .

Развивалась с древности она и у кочевых народов. Кочевые народы Евразии, начиная с ариев и туров практиковали умелое владение конем. Именно с этого времени, на наш взгляд, и вырисовывается основная направленность такой «конной» подготовки – это война и военные действия. Не секрет, чем профессиональнее твои войны, чем они дисциплинированны, сильны, умелы, тем большеего успеха они смогут добиться на поле брани. И они добивались. Достаточно было проследить вехи истории и посмотреть, что кочевники создавали величайшие империи – гунны, сако-скифы, сарматы, тюрки, кыпчаки, монголы и т.д. Залогом успеха завоеваний этих народов была конница, конные войска. Но не только сами войска в целом, а та система подготовки войнов, тактика их взаимодействия на поле боя. Мальчиков с детства приучали к верховой езде. У многих народов, в том числе и у казаков, до сих пор есть обычай - по достижении одного года сажать мальчиков на коня. Со временем их уже обучали приемам верховой езды. Так создавалось искусство, которому в будущем будет дано название – «джигитовка».

Само слово «джигитовка» – название именно казачье, а не, как многие ошибочно думают, горское . Именно в казачьей среде и стали проводиться первые смотры и соревнования по джигитовке. Она то и прославила казаков в истории.

Большим поклонником казачьего искусства верховой езды был Наполеон Бонапарт. В своих воспоминаниях о войне 1812 году Россией он писал:

«Казаки имели свою собственную систему подготовки и тренировки боевых коней, но еще одним секретом их сокрушительных атак была джигитовка» .

В императорской России джигитовка разделялась на два вида. Это можно установить прочитав скажем «Устав строевой казачьей службы»:

Ст.209. Джигитовка разделяется: 1) на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком; и 2) на вольную, которая может быть без оружия и вьюка .

Деревянный конь – как сказали бы сегодня – специальный тренажер, на котором отрабатывали приемы джигитовки (из Устава строевой казачьей службы 1899 г.)

К обязательной джигитовке относились: «стрельба с коня и рубка чучел», «поднимание предметов с земли», «подъем на коня пешего товарища», «увоз раненого одним или двумя всадниками», «соскакивание и вскакивание на коня на карьере»

К упражнениям вольной джигитовки относились: «джигитовка с пикой», «умение положить коня на карьере», «скачка о дву-конь и три-конь, пересадкою с одной лошади на другую», «скачка группами», «скачка стоя», «скачка вниз головою», «переворачивание на карьере лицом назад и скачка сидя задом наперед», «расседлывание коня на скаку».

Почему же джигитовка со временем начала утрачивать свои позиции, почему это искусство, постепенно становится не востребаванным, почему чуть было она не канула в прошлое? Ответы на эти вопросы сразу дать, конечно же сложно, но мы попытаемся. Причины тут разные – это и человеческий фактор и веление времени.

Перво-наперво стоит сказать, что первый удар по джигитовке нанесла Октябрьская революция и Гражданская война. Тогда же начался и знаменитый геноцид казачества, развязанный большевистским руководством. Смерть миллионов казаков и казачек, их детей, существенно подорвали традиции джигитовки. Но все же не смогли похоронить её. Джигитовка была принята на «вооружение» Красной Армии, в качестве программы подготовки кавалерийских частей. Здесь же последовал второй удар - с развитием военного дела, это видно уже в 30-40-е годы ХХ века, всё большее значение для боеспособности кавалерии приобретает не индивидуальное мастерство всадника, а действия в составе подразделений и частей, умение взаимодействовать с моторизованными, артиллерийскими, танковыми соединениями. Главным и определяющим требованием к коннице в период Второй Мировой войны было требование мобильности, возможности перебросить боевые силы и средства при выполнении тактических и оперативных задач . Джигитовка на наш взгляд начинает утрачивать свои многие особенности, принципы. Происходит ее трансформация.

Третий удар был нанесен самим временем – кавалерийские части все меньше вписывались в реалии современной войны. Поэтому после окончания Второй Мировой войны, начинается их постепенное расформирование. К середине 1950-х гг. кавалерия как род войск исчезает во многих странах мира.

Но даже эти причины не смогли полностью искоренить это великое искусство. По разным данным, соревнования по джигитовке проводились вплоть до конца 70-х годов. Хотя больше походили на «вольтижировку» - выполнение акробатических и гимнастических приемов на лошади. Что конечно же не сравниться с настоящей джигитовкой, где добавлялись еще и приемы работы с оружием, парные элементы и многое другое.

С началом распада Советского Союза и последующей волне возрождения казачества и казачьей культуры, вопрос о сохранении джигитовки, как одного из главного элемента казачьей национальной идентичности, стал очень остро. Во многих регионах России, его начали возрождать. Стали проводиться различные мероприятия, где казаки, да и не только могли продемонстрировать свои умения и навыки – такие же какие демонстрировали их далекие предки.

Список использованной литературы:

1. .

2. .

4. «Уставъ строевой казачьей службы». 1899 г. С.-Петербургъ.

Джигитовка – особый вид верховой езды, заключающийся в умении наездника увернуться от удара или пули, подхватить на скаку лежащее на земле оружие или раненного товарища. Эти боевые умения передавались от отца к сыну и являлись вершиной верховой акробатики.

Джигитовка – название именно казачье, а не, как многие ошибочно думают, горское. Малоизвестный факт: горцы являлись умелыми наездниками, но «джигитовать» они не умели. Ловкого и бесстрашного горца называли, конечно, джигитом, но такими «акробатами в седле», как казаки, горцы никогда не были.

Стоит особо подчеркнуть, что казаки управляли конём только с помощью уздечки без шпор и мундштука. Именно в умении заставить лошадь повиноваться с причинением ей минимальной боли по неообходимости и заключалось главное искусство удалых казачьих наездников. Недаром у казаков есть поговорка: «Отец жизнь один раз даёт, а конь много раз спасает» и множество песен, где о лошади отзываются, как о верном друге. И всё же, как утверждают эксперты, не стоит слишком идеализировать казаков в этом плане.

У уральских казаков, например, с 1878 г. джигитовка была включена в устав, т.е. являлась обязательным умением воина. Если до службы казак не джигитовал, он оттачивал необходимые приёмы на оседланной деревянной лошади, после чего переходил к начальным упражнениям на настоящей лошади.

Виды джигитовки.

Было два вида джигитовки: уставная и вольная. Если первая исполнялась с оружием и вьюком, то вторая (вольная) была показательной и очень зрелищной: скачка под брюхом лошади, прыжки, езда задом наперёд и т.д.

Джигиты-станичники.

На состязания по джигитовке съезжались сотни казаков, одетых в щёгольские наряды, с оружием в дорогих оправах. Каждый участник на празднике старался показать всё своё умение, доставшееся ему от отца и деда. Здесь и стреляли с коня на галопе, подбирали на скаку разбросанные монеты, вставали в седле, спрыгивали с лошади на полной скорости, лихо рубили лозу и мн. др.

Несколько фото казачьей джигитовки:





Напоследок предлагаю Вам полюбоваться казачьей джигитовкой на видео.

По всем вопросам можете обращаться

по тел. 89157205050 - Заскалов Дмитрий Павлович

Реальные примеры выступлений размещены на Ютубе Пройдите по ссылке https://www.youtube.com/channel/UChTNAiwCNWabwvfERbQSg0A/videos

О Джигитовке

(от тюрк. джигит - искусный и отважный всадник), упражнения на скачущей лошади у казаков, народов Кавказа, Ср. Азии и Казахстана (Большой Российский энциклопедический словарь).

Разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади (первонач. у казаков и кавказских горцев) (Толковый словарь Ожегова).


История возникновения

Джигитовка зародилась, выросла и просуществовала в природных кавалериях степных народов как вполне естественный вид верховой езды, подготовки лошади и верхового. Выезженность лошади умение действовать верхом так же комфортно как на земле, дополнительные возможности одного перед группой соперников это тот перечень, в котором джигитовка продержалась в кавалерии до середины XX века и продолжает жить в других схожих направлениях сейчас. Ещё Ксенофонт описывал некоторые составляющие джигитовки: умение лошади присесть для быстрой посадки в седло, другие быстрые посадки в седло, нестандартное поведение верхового и лошади во время схватки. Наиболее известное упоминание о уже сложившейся джигитовке известно из истории Рима. По свидетельству Диона Кассия во II-м веке нашей эры иберийский царь Фарасман и его свита продемонстрировали римскому императору Адриану нестандартную езду на лошадях. Императора настолько впечатлила джигитовка, что на Марсовом поле в Риме была воздвигнута конная скульптура Фарасмана, сохранившаяся по сей день.
«Цивилизованная» Европа очень мало видела и знала джигитовку. Единственным источником для этого были племена кочевников, которых часто принимали за мифических существ – кентавров, человеко-лошадей. Отсутствие тяжёлых сковывающих доспехов, естественное содержание лошадей и легкость езды дали джигитовке то развитие которое она никогда бы не получила в закованной в тяжёлую сталь рыцарской Европе.

Движения

Первыми движениями направления впоследствии названного джигитовка, несомненно, была та же быстрая посадка в седло – заскок. Затем преобразовавшийся в современную темповку – соскок, заскок, перескок. Для «расширенного» визуального наблюдения – езда стоя. Поскольку небольшой рост был характерен для степных лошадей, это же движение помогало в работе с пикой коей нельзя с успехом действовать, находясь намного ниже соперника. Позже, для того чтобы с успехом противостоять сопернику на крупной лошади, не вставая, пику удлинили.
Первичный перечень можно ещё пополнить ездой задом наперёд - для стрельбы по догоняющим, поднятия с земли предметов и обманных вводящих в заблуждение движений, таких как, например «обрыв» - имитация смерти.
Другие составляющие движений джигитовки уже напрямую были связаны с лошадьми. Способность лошади лечь по первой просьбе, посадка лошади, повал на галопе, вариации песад, отбивы ногами, работа верхом холодным оружием, работа от корпуса (без повода), работы в руках, езде без амуниции, координации движений лошади и верхового в сложнейших пирамидах и прыжках через препятствия, стоя на двух и более лошадях. Строевой устав кавалерийской службы 1899 года в качестве примера защиты кавалерии наставляет способ обороны по линии или кругу за поваленными лошадьми.
Многие зарубежные военные были шокированы такими способами верховой езды думая, что лошади мертвы. Удивление возрастало ещё и с тем что «мёртвые» в нужный момент оживали и лавой начинали атаку. Другие наставлений приводят пример преодоления водных преград стоя на лошади. Езда, стоя отлично практиковалась и в боевых условиях вспомнить хотя бы знаменитую массовую «Дикую атаку» стоя, на опешивших австрийских солдат во время Великой Войны называемой в то время Отечественной.

Цирк

С первой половины XIX века Русская джигитовка отдельными фрагментами начинает демонстрироваться в цирке. Там она, обогатилась зрелищными элементами в виде различных переворотов и всех составляющих к этому – различных ручек, развязок и петель помогающим держатся за лошадь и не упасть. Первые номера джигитовки исполнялись наездниками-солистами, затем небольшими труппами. С 20-х годов XX века в Красной России и Европе появились уже целые коллективы конных театров. За границей участниками выступали русские белоэмигранты. В конечном итоге это западное направление пошло своим путём развития, воссоздав как сам американский стиль верховой езды western, так и обогатив его новыми направлениями ныне известными как natural horsemanship, reining и др.

Каскадёры

Осенью 1896 года пионер Русской кинематографии А.К. Федерецкий (встречается написание Федорецкий) снимает кинофильм «Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка». В 20-х годах уже запад подхватил и поднял эту волну.
С выходом в 1950 году отечественного кинофильма с использованием конных трюков – «Смелые люди» конные каскадёры появились и в СССР. Готовил трюки для этого и последующих фильмов цирковой артист Алибек Кантемиров и его прославленная в Союзе цирковая конная труппа. Практически все верховые прокручиваемых в то время американских вестернов были русскими, недавними соперниками по Гражданской войне.
«Смелые люди» первый каскадёрский фильм, начавший традиции ввода собственных довольно болезненных трюков. О создании одного из них была легенда, что Алибеку Кантемирову отдали 10 лошадей с наказом «научить их падать». Из 10 лошадей можно было убить 8, но чтобы 2 «падали». Кантемиров не убил не одной, создав простую, но очень жестокую «кавалерийскую подсечку». Суть её в подвязывании на верёвки передних ног лошади и дёрганье на галопе вверх. Недавние западные соотечественники делали менее болезненные повалы – на галопе через посадку и через песаду повал на бок.
После «Смелых людей» на экраны страны выходят: «Иван Франко», «Атаман Корд», «Лично известен» и др. В цирке также усложняются номера, часть из которых переходит в цирк уже из кино. Именно цирк и кино вызвали популяризацию джигитовки. Каждый уважающий себя цирк выпускал джигитов на свою арену. Был даже такой замечательный номер - «Амазонки», где на светло-серых лошадях джигитовали девушки.

Информация подготовлена по материалам сайта www.scarb.ru

Джигитовка – вид верхового искусства применяемой для выездки лошади и правильной сбалансированной работы верхового. На протяжении всей истории человечества в той или иной степени зарождалась в лёгкой природной иррегулярной кавалерии. Используется в качестве подготовки лошади и всадника. Имела боевое значение. Сложнейшие элементы и наибольшее распространение получила в России и у Русского казачества. В качестве самостоятельной дисциплины преподавалась в Русских кавалерийских частях до 50-х годов XX века. В XIX веке некоторые показушные движения джигитовки были позаимствованы цирком. Затем это цирковое течение уже в XX веке дало рождение каскадёрству разработавшему серию специфических и порой жестоких трюковых элементов направленных на зрелищность. С XIX века в Русской армии джигитовка включена как отдельный спортивный вид, просуществовавший в стране до 70-х годов XX века. В 2005 году спортивный вид джигитовки был возрождён. Так же как и в начале своего пути, сейчас в программу джигитовки включены лишь несколько элементов. Для всего остального выделена так называемая «произвольная программа». Джигитовка является родоначальницей вольтижировки. В 20-х годах XX века Русскую джигитовку в широком её виде благодаря белоэмигрантам увидели в Европе и Америке. Системы подготовки лошадей белоэмигрантами стали основополагающими американского стиля western, и комплекса упражнений под названием kozak voltig.
Джигитовка есть не что иное, как способность верхового и лошади правильно думать, и выходить из различных неблагоприятных ситуаций, используя мастерство.

Валерий Шабля

Для всех желающих заниматься казачьей джигитовкой и другими видами казачьего искусства на Тверском областном ипподроме под руководством КСК "Станица" появилась новая услуга.
Абонемент суммой 5 000 рублей/месяц и количество занятий не ограниченно!
По всем вопросам можете обращаться по тел. 89157205050 - Заскалов Дмитрий Павлович

Развитие спортивной дисциплины в Российской Федерации и в мире.

Джигитовка – как воинское искусство ковалась на протяжении многих веков в сражениях и походах. После упразднения казачьих войск джигитовка сохранилась в России как цирковое искусство и в виде казачьих показательных программ в эмиграции. Сегодня с уверенностью можно сказать, что джигитовка переживает своё третье рождение уже как вид спорта.

Возрождение джигитовки в России началось с 2005 года. В 2006 году были проведены первые Всероссийские соревнования. С этого времени всероссийские соревнования в статусе чемпионата России проводятся ежегодно. В 2016 году был проведен ХI чемпионат России. В рамках чемпионата России состоялся и первый в истории чемпионат Мира, организованный Международной федерацией конноспортивной джигитовки (IEDF).

В чемпионате России 2016 года приняли участие 118 спортсменов из 17 субъектов Российской Федерации.

В чемпионате Мира приняли участие 32 спортсмена из 7 стран - сборные команды Англии, Белоруссии, Германии, Иордании, Казахстана, России, Украины.

Краткое описание.

Соревнования по джигитовке всероссийского уровня проводятся по подготовленным Федерацией конноспортивной джигитовки правилам, которые утверждаются Федерацией конного спорта России.

Международные соревнования проводятся по правилам, утвержденным Международной федерацией джигитовки (IEDF).

Соревнования проводятся на поле, предназначенном для основных конноспортивных дисциплин - конкура или выездки. Допускаются и иные поля, имеющие, грунтовое покрытие пригодное для конноспортивных состязаний. Вдоль периметра боевого поля размечается соревновательная дорожка, двигаясь по которой, всадник выполняет упражнения с оружием или упражнения вольной джигитовки.

Мужчины и женщины соревнуются в разделах "Владение оружием" и "Вольная джигитовка".

В разделе "Владение оружием" спортсмен должен поразить мишени с помощью различных видов спортивного оружия, являющимися современными безопасными прототипами кавалерийского вооружения. Двигаясь резвым галопом, с установленной скоростью, преодолевая установленные на дистанции препятствия, всадник последовательно поражает мишени, с помощью следующих видов оружия: пика, пневматический пистолет, метательный нож, шашка (сабля). Отдельно выполняется упражнение "стрельба из лука". За каждое поражение мишени спортсмену начисляются определенное количество положительных баллов. Количество начисляемых баллов за каждую мишень зависит от сложности ее поражения, и варьируется от 3 до 10. Данный раздел соревнований требует от спортсмена отработанных приемов во владении как всеми видами спортивного оружия, так и развитых навыков в управлении конем. Этот раздел соревнований по джигитовке является одним из самых сложных видов конных состязаний с оружием среди всех видов подобных соревнований, проводимых в мире.

Второй раздел соревнований - "Вольная джигитовка". По действующим национальным и международным правилам, женщины могут участвовать в соревнованиях как вместе с мужчинами, так и в облегченном женском зачете. Движение происходит по периметру боевого поля по огражденной дорожке. Каждый участник должен выполнить 6 различных упражнений. Все упражнения, выполняемые в данном разделе прописаны в правилах соревнований по джигитовке. Упражнения вольной джигитовки разделяются на 4 категории сложности. Выполнение каждого упражнения оценивается по 10-балльной шкале, после чего, оценка умножается на коэффициент сложности от 1 до 4. Установлена скорость движения лошади на маршруте и соответственно ей норма времени прохождения дистанции. За превышение установленной нормы времени к результату всадника начисляются штрафные баллы, а за сокращение - дополнительные положительные баллы.

При проведении международных соревнований предусматривается выступление спортсменов на специально подготовленных лошадях, предоставленных организаторами соревнований. Основное отличие состоит в том, каждое упражнение в обоих разделах "Владение оружием" и "Вольная джигитовка" выполняется по отдельности, по принципу: один старт - одно упражнение. Такое отличие обуславливается, тем, что всадник выступает на лошади, для ознакомления, и тренировки на которой ему накануне предоставляется не более двух часов.

Первенство при выполнении упражнений определяется по максимальному количеству набранных баллов, а общий результат по минимальной сумме мест занятых участником соревнований по итогам двух разделов.

Время и место возникновения

Слово джигитовка вошло в русский язык с 18 века, когда казачьи земли окончательно вошли в состав Российской империи, а казаки были введены в служилое сословие. Казачьи полки стали активно привлекаться ко всем войнам, которые вела Росси. Именно казаки познакомили весь мир с этим уникальным искусством, сочетающим в себе лихость и отвагу всадника, владение холодным и огнестрельным оружием и виртуозное управление конём.

Слово джигит дошло до нас из глубокой древности и сохранилось во многих языках тюркской группы, у народов Кавказа и средней Азии и имеет значение - отважный наездник на лихом коне. Самое раннее описание принадлежит древнегреческому историку Ксенофонту , жившему в 4 веке до нашей эры.

Как часть военного искусства джигитовка сформировалась в юго-восточной части Европы, и в Азии. Великая степь, протянувшаяся от Дикого поля до Монголии, была заселена кочевыми народами, вся жизнь которых проходила верхом на коне. На протяжении тысячелетий киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, гунны, половцы, печенеги, монголы, киргизы, казаки,… сменяя друг друга на исторической арене и проводя всю свою жизнь в боях и походах, ковали и совершенствовали конное боевое искусство. Сегодня благодаря археологии можно проследить эволюцию оружия, снаряжения и амуниции конного воина за последние тысячелетия, а так же узнать о приёмах обращения с лошадью из различных сюжетов, запечатлённых древними мастерами на предметах домашней утвари.

Следует подчеркнуть, что несмотря на азиатское происхождение наибольшее развитие джигитовка получила у казаков. Именно казаки, отличаясь высоким индивидуальным боевым мастерством, перенимали, развивали и дополняли джигитовку самыми лихими и эффективными элементами.

В 1899 году выходит «Устав строевой казачьей службы», в котором говорится: Ст.205. Цель джигитовки состоит в развитии в казаке смелости и ловкости, а потому джигитовка необходима для каждого казака. Ст.209. Джигитовка разделяется: 1) на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком; и 2) на вольную, которая может быть без оружия и вьюка. К обязательной джигитовке относились: стрельба с коня и рубка чучел, поднимание предметов с земли, подъем на коня пешего товарища, увоз раненого одним или двумя всадниками, «соскакивание и вскакивание на коня на карьере. К упражнениям вольной джигитовки относились: джигитовка с пикой, умение положить коня на карьере, скачка "о дву-конь и три-конь", с пересадкою с одной лошади на другую, скачка группами, скачка стоя, скачка вниз головою, переворачивание на карьере лицом назад и скачка сидя задом наперед, расседлывание коня на скаку.

Количество занимающихся в Российской Федерации

По итогам соревнований проведенных в 2014-2016г.г. и числу членов "Всероссийской федерации конноспортивной джигитовки и тентпеггинга", географически охвачена большая часть Российской Федерации от Архангельска и Калининграда до Якутии и Забайкалья.

Наибольшее количество спортсменов, занимающихся джигитовкой имеется в следующих регионах - Москва и Московская область, Волгоградская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Центральный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Южный федеральный округ.

Перспективы развития спортивной дисциплины в Российской Федерации

Джигитовка как развиваемая национальная дисциплина конного спорта признана Уставом Федерации конного спорта России. Всероссийские соревнования в неофициальном статусе чемпионата России проводятся с 2006 года. Развитие джигитовки началось в 3-4-х регионах России, в настоящее время количество клубов и секций, развивающих джигитовку составляет более 60-ти, на территории более 20-ти субъектов Российской Федерации.

Создана Всероссийская федерация конноспортивной джигитовки и тентпеггинга (ВФКДТ), которая вошла коллективным членом в Федерацию конного спорта России. ВФКДТ проводит планомерную, систематическую работу по организации и проведению соревнований, совершенствованию правил, организации судейства. Только в 2016 году проведено 18 обучающих судейских и тренерских семинаров в 9-ти регионах России.

Во всех регионах идет активное привлечение детей к занятиям джигитовкой. Количество детей, младше 14-ти лет, занимающихся джигитовкой составляет около 150-ти чел.

Активную заинтересованность проявляют зарубежные спортсмены и специалисты как из стран бывшего СССР, так и дальнего зарубежья, Европы, Азии, Америки. Особый интерес проявляют представители стран Ближнего Востока. Так, на чемпионате Мира, команда Иордании состояла из офицеров королевской конной полиции.

На первом чемпионате Мира 2016 года российские спортсмены показали свой высокий уровень подготовки, одержав безоговорочную победу как в личном, таки в командном зачете.

По мнению Федерации конного спорта России, возрожденная джигитовка имеет вполне реальные перспективы международного признания и развития в качестве неолимпийской дисциплины конного спорта.

22 сентября 2016 Комиссией Министерства спорта Российской Федерации единогласным решением джигитовка признана официальной дисциплиной конного спорта и после процедуры утверждения в Министерстве юстиции РФ будет внесена во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС).

После внесения в ВРВС, джигитовка войдет в Единую Всероссийскую классификацию (ЕВСК), что позволит всем спортсменам выполнять и получать установленные государственные спортивные разряды и звания вплоть до "мастера спорта России международного класса".