Дополнения к Правилам соревнований по лыжным гонкам 2001-2005 гг. приняты с учетом произошедших в последнее время изменений правил лыжных cоревнований FIS. В работе над дополнениями велась с участием редакционной группой в составе: Щелканов Н.А., Баталов А.Г., Букоткин В.Б., Кубеев А.В., Оганесян А.А., Беломестнов И.В., Багин Н.А., Кадыков Г.В., Иванов В.А, Иванов О.А., Соковиков С.С.

Действующие Правила соревнований по лыжным гонкам 2001-2005 гг. и принятые к ним дополнения являются единым официальным документом, предписывающим порядок организации и регламентирования соревнований по лыжным гонкам, проводимых на территории РФ в период предстоящего лыжного спортивного сезона 2005-2006 гг.

1.1.1. Классификация международных соревнований FIS (Federation Internationale de Ski - Международная лыжная федерация): зимние Олимпийские игры, чемпионаты мира FIS и юниорские чемпионаты мира FIS, Кубок мира FIS, континентальные кубки FIS, международные соревнования FIS (гонки FIS), соревнования со специфичным контингентом участников и/или квалификацией, соревнования с участием организаций, не входящих в состав FIS.

1.1.2. Соревнования FIS, организуемые на территории Российской Федерации, проводятся по правилам и регламенту FIS.

9.1. Таблица дистанций и длины трасс


Формат гонки

Длина дистанции (км)

Длина трассы

5, 7.5, 10, 15, 30, 50

2.5, 3.3, 3.75, 5, 7.5, 10, 12.5, 15, 16.7

Соревнования с масс-стартом

2.5, 3.3, 3.75, 5, 7.5, 10

Массовые соревнования

Без ограничений

Без ограничений

Гонки преследования

2.5, 3.3, 3.75, 5, 7.5, 10

Эстафеты (3-4 уч-ка в команде, м. б. разного пола)

2.5, 3.3, 3.75, 5

Индивидуальный спринт (мужчины)

Индивидуальный спринт (женщины)

Командный спринт (мужчины)

2х(3-6) 1 - 1.4

Командный спринт (женщины)

2х(3-6) 0.8 - 1.2


Эта таблица действительна для организации гонок, состоящих из нескольких кругов, но в случае выбора короткой трассы с большим количеством кругов, общая дистанция, формат старта и ширина трассы могут быть пересмотрены.


Индивидуальные соревнования по спринту могут проходить на одном или более кругах. Соревнования по командному спринту, как правило, проходят на одном круге.

9.2.2. На ЗОИ и ЧМ программа соревнований следующая:


Соревнования с раздельным стартом

м: 15 км кл/св

ж: 10 км кл/св

Соревнования с общим стартом (масс-стартом)

м: 50 км кл/св

ж: 30 км кл/св

Гонки преследования (без перерыва)

м: 15 км кл.+15 км св.

ж: 7,5 км кл.+7,5 км св

Эстафетные гонки

м: 4 х 10 км кл/св

ж: 4 х 5 км кл/св

Индивидуальные спринты

м: 1,0 - 1,4 км кл/св

ж: 0,8 - 1,2 км кл/св

Командные спринты (команда состоит из двух спортсменов одной страны)

м: 1,0 - 1,4 км кл/св

ж: 0,8 - 1,2 км кл/св

9.2.2.2. Гонка преследования проводится без перерыва, разыгрывается один комплект медалей, порядок стилей следующий: сначала - классический, затем - свободный. Соревнования в эстафетных гонках проводятся с использованием на первых двух этапах классического стиля, на последующих - свободного. Соревнования в спринте всегда проводятся в свободном стиле и, наконец, соревнования на дистанциях 10 км у женщин и 15 км у мужчин всегда проводятся в классическом стиле.


9.2.3.1. Программа сезона на Кубке мира определяется FIS ежегодно и строится на основе перечисленных выше соревнований. Дистанции и стили определяются ежегодно. В целях дальнейшего развития лыжного спорта в программу соревнований Кубка мира могут входить пробные дисциплины. Также могут включаться соревнования на длинные дистанции. В командном спринте каждую страну могут представлять максимум 2 команды. Соревнования в гонке преследования могут проводиться в один день или в разные дни, с изменением стилей как на одинаковых, так и на различных дистанциях.


9.2.4. Юниорские и молодежные (до 23 лет) ПМ.


9.2.4.1. На соревнованиях первенство мира среди юниоров программа соревнований следующая:


9.2.4.2. Техника (стиль) соревнований с раздельным стартом и спринтов чередуется каждый год.

11.2.2. Таблица подъемов


Длина трассы

Основные подъемы (A)

Угол 9 -18 %

Средний 6-12 %

Короткие подъемы (B) Угол 9 -18 %

Крутые подъемы (C) Угол 18 %; PHD до 10 м

размещения

15 км и 16.6 км

11.4.2.1. Ширина трасс


Ширина трасс должна соответствовать нижеуказанной таблице из "инструкции по гомологации".


Категория Вид соревнований
А индивидуальная классическая техника (минимальная ширина 3 метра)
В то же, что и А + индивидуальная свободная техника, эстафета - классическая техника (ширина на подъемах 4 метра)
С то же, что и В + эстафета свободная техника, масс-старт классическая техника, спринт классическая техника (ширина на подъемах 6 метров)
D то же, что и С + эстафета обе техники, масс-старт свободная техника, спринт свободная техника (ширина на подъеме 9 метров)
Е гонка преследования (без перерыва): необходимы 2 раздельных трассы, 1 - для классической техники категории С, вторая - для свободной техники категории D . Если обе трассы удовлетворяют условиям категории D , тогда обе трассы можно рассматривать как одну трассу для масс-старта. Длина этих трасс может составлять 2,5 км, 3,3 км и 5 км.

Требования к ширине учитываются при измерениях при подготовке трассы и ее ограждении для соревнования.

11.4.3. Дистанции для гонки преследования без перерыва должна проходить по двум раздельным трассам для классического и свободного стиля и иметь категорию гомологации Е.

13.2.5.2. дополнение :


Организаторы соревнований 1-й категории должны готовить трассу тяжелой техникой.

14.1.1. Полностью удален.

16.1.2. дополнение :


Транзитная зона не должна проходить через зону старта или финиша.


16.1.10. Для группы компьютерного хронометража предоставляется отдельное помещение с температурой внутри помещения не ниже +10.

17.1.1. Деление участников на группы по возрасту и полу:



Девушки и юноши младшего возраста до 14 до 3-5

Девушки и юноши среднего возраста 15 - 16 до 10-15

Девушки и юноши старшего возраста 17 - 18 до 15-20

Юниорки и юниоры 19 - 20 до 30-50

Молодежь 21 - 23 Любые дистанции

Женщины и мужчины основного возраста 24 и старше Любые дистанции

18.1.10. Участие в соревнованиях 1-й категории осуществляется только при наличии договора (оригинал) о страховании: несчастных случаев, жизни и здоровья, который предоставляется в мандатную комиссию. Страхование участников соревнований производится за счет командирующих их организаций в рамках действующего законодательства Российской Федерации и субъектов РФ.

19.1.1. На всероссийских соревнованиях с ограниченным количеством участников от команд после жеребьевки разрешается делать замену участника лишь в том случае, если спортсмен, участвовавший в жеребьевке, не может стартовать по уважительной причине (травма, болезнь, подтвержденные врачом и т.п.), и жюри дало разрешение на его замену из числа запасных. Если снявшийся спортсмен выбран для прохождения допинг-контроля, он обязан его пройти, как и заменивший его спортсмен. Если у снявшегося спортсмена проба дала положительный результат, замена не допускается.


В соревнованиях с масс-стартом замена возможна не позднее, чем за 2 часа до старта. Однако, в этом случае спортсмен теряет свое стартовое место и стартует в конце, с последней линии старта.


В соревнованиях с раздельным стартом замена возможна, но стартовая позиция определяется Жюри. В этом случае спортсмен теряет стартовую позицию выбывшего спортсмена. Опоздавшие участники не допускаются к старту.

22.1.4. На официальной разминке в день соревнований спортсмены должны надевать свои стартовые номера.

23.2.11. В гонках-преследованиях, в масс-стартах, в командном спринте соревнований ФЛГР спортсмены или команды, отставшие на круг, должны прекратить соревнование. В командном спринте и эстафете команды будут квалифицированы в итоговом зачете (без учета времени) по позиции, которую они занимали на трассе перед снятием. В других соревнованиях спортсмен будет дисквалифицирован.

26.2.4. При использовании электронного оборудования участник может стартовать в любое время в промежутке между тремя секундами до и тремя секундами после стартового сигнала. Если он стартует раньше трехсекундного интервала до сигнала старта, это является фальстартом, в этом случае спортсмен возвращается назад, после чего он должен пересечь продолжение стартовой линии, расположенной вне электронных стартовых ворот. Если он стартует позднее, чем в трехсекундный интервал, ему засчитывается его стартовое время по стартовому протоколу.

26.4.9. Гонка преследования без перерыва.


26.4.9.1. Гонка преследования без перерыва состоит из первой части с массовым стартом, за которой без перерыва следует замена лыж в специальном боксе на стадионе и начинается вторая часть. В каждой части используется своя техника.


26.4.9.2. Должна использоваться система старта с гандикапом (в виде стрелки >>>).


На всероссийских соревнованиях стартовая позиция спортсменов определяется в соответствии с дистанционными RUS пунктами в действующем на день соревнований листе RUS пунктов. В других соревнованиях стартовые позиции могут быть определены жеребьевкой по группам или общей жеребьевкой.


26.4.9.3. Лыжи для классического и свободного стиля обязательно маркируются перед стартом.


26.4.9.4. Снаряжение для свободного стиля должно быть размещено в соответствующем боксе до начала массового старта. Запрещается оставлять одежду в боксах во время гонки.


26.4.9.5. Бокс для замены лыж: длина 2 м - 2,5 м; ширина 1,2 - 1,5 м., высота 30-40 см.


26.4.9.6. Ширина заезда в зону боксов должна составлять не менее 4 м, ширина выезда - не менее 6 м.


26.4.9.7. Обгон на участке заезда в боксы разрешается только с дальней стороны от бокса.


26.4.9.8. Лыжи обязательно должны быть заменены. Возможна замена ботинок и палок. Замена инвентаря производится самим спортсменом без посторонней помощи, только внутри своего бокса. Замененный инвентарь должен быть оставлен в боксе до тех пор, пока спортсмен не закончит соревнование.


26.4.9.9. Тренеры и обслуживающий персонал должны покинуть зону боксов для замены лыж не позднее 5 минут до старта.


26.4.9.10. Выход отставших спортсменов на второй круг закрывается сразу после финиширования первого спортсмена. Для опоздавших на круг действует правило п. 23.2.11.


26.4.9.11. Промежуточные результаты в гонке фиксируются в момент заезда и выезда из зоны замены инвентаря (результаты пит-стопа). Образец результатов соревнований вгонки преследования без перерыва (дуатлона) представлено в Приложении?

26.5.1. дополнение


На всероссийских соревнованиях 1-й категории стартовый порядок квалификации определяется в соответствии со спринтерскими RUS пунктами в действующем на день соревнований листе RUS пунктов. Для тех спортсменов, которые не имеют на день проведения спринтерских RUS пунктов, должна быть проведена жеребьевка.


Если квалификационное время совпадает, то спортсмены, проходящие в четвертьфинал, распределяются по местам в соответствии с их спринтерскими RUS пунктами. Спортсмены с одинаковым квалификационным временем, не прошедшие в финал, займут одинаковые места.

26.5.2.1. Стартовый порядок забегов в четвертьфиналах определяется в соответствии с местами в квалификационном раунде. В таблицах (новые таблицы, 2005 г. ) показан пример распределения спортсменов по забегам.


Таблица А. Четвертьфиналы - 5 забегов по 6 участников (максимум 30 участников)


Распределение по забегам

Кол-во участников от 1 до 20

Кол-во от 21 до 25

Кол-во от 26 до 30

Полуфиналы (10 уч-ков)

Финалы (4 + 4 уч-ка)

Финал "Б"

Финал "А"

Ч1-1 место

П1-3 место


Таблица В. Четвертьфиналы - 4 забега по 6 участников (максимум 24 участника)


Распределение по забегам

Кол-во участников от 1 до 16

26.5.2.2. Второй фальстарт в одном и том же забеге (любого спортсмена) означает, что спортсмен, совершивший его, должен прекратить участие в соревнованиях. Этому спортсмену присуждается последнее место в данном финале, четвертьфинале или полуфинале.


26.5.2.3. В каждом забеге спортсмен после старта должен проехать всю трассу, чтобы быть квалифицированным в данном забеге, иначе ему будет присуждено последнее место среди всех квалифицированных финалистов.


26.5.2.4. Если соревнующийся не заканчивает забег в силу форс-мажорных обстоятельств, он получает последнее место в этом забеге.


26.5.2.5. Если спортсмен не проходит в следующий тур по причине столкновения, и спортсмен, который виноват в столкновении, дисквалифицирован, то пострадавшему спортсмену разрешается выступать в следующем туре. В этом случае спортсмен стартует со второй линии, позади, на расстоянии 6 м. Это правило действует только в тех случаях, когда столкновение было умышленным


26.5.2.6. В случаях инициации столкновения возможно отстранение спортсмена от соревнований (при этом спортсмену присуждается последнее место в данном забеге) с выдачей предупреждения в письменном виде.


26.5.2.7. В связи с жестким временным графиком проведения последовательных отборочных туров, протесты во время четвертьфинала и полуфинала не рассматриваются. Протесты будут рассмотрены после финалов (как это принято в других соревнованиях).

31.1.1. Система расчета RUS пунктов разработана в соответствии с Правилами и регламентом расчета RUS пунктов, утвержденными ФЛГР.

32.2.1. дополнение:


Если в финишной зоне спортсмен догоняя впереди идущего и переходя на соседнюю лыжню, создает помеху гонщику, идущему по данной лыжне.


32.2.1.1. Спортсмен дисквалифицируется только в том случае, если его ошибка повлекла за собой улучшение его итогового результата.


В полуфинальном забеге или в финале может участвовать не более 20 команд.


33.7.4.1. На соревнованиях 1-й категории дозаявки и перезаявки после жеребьевки не принимаются. На других соревнованиях жюри принимает решение относительно дозаявок и перезаявок.

33.12. Руководство по проведению соревнований в командном спринте


33.12.1. Состав команд. Командный спринт проводится как эстафета с двумя спортсменами, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. Количество и длина кругов должны быть опубликованы в официальном положении.


33.12.1.1. В командном спринте можно использовать полуфинальные туры для отбора команд в финал. Структура полуфинала и финала командного спринта строится по тем же принципам и нормам, что и индивидуальный спринт. В полуфинальном забеге или в финале может участвовать не более 20 команд.


33.12.2. Порядок старта. На Всероссийских соревнованиях 1-й категории под номером один стартует команда с наименьшей суммой спринтерских RUS пунктов, команда со следующим наименьшим количеством спринтерских RUS пунктов стартует второй, и так далее. В случае если у нескольких команд равное количество спринтерских RUS пунктов, первой стартует команда, в составе которой есть спортсмены с наименьшим спринтерских RUS пунктов. Если стартовый порядок несущественен, он определяется жеребьевкой.


33.12.3. Изменения в составе команды могут быть произведены не позднее, чем за два часа до старта. Однако, в этом случае команда теряет свое стартовое место и стартует с конца площадки. Если с конца площадки должны стартовать несколько команд, они располагаются в исходном стартовом порядке. Первоначальные стартовые позиции будут оставлены пустыми.


33.12.4.1. Протесты во время полуфиналов не рассматриваются. Протесты будут рассмотрены после финалов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендуемые образцы протоколов результатов соревнований для всероссийских соревнований 1-й категории:
1) соревнования с раздельным стартом;
2) соревнования с масс-стартом;
3) индивидуальный спринт;
4) командный спринт;
5) гонка преследования без перерыва;
6) эстафетная гонка.

Лыжные гонки.

Основные виды и правила соревнований лыжных гонок:

Соревнования с общим стартом (масс - старт)

Гонки преследования (персьют, система Гундерсена)

Эстафеты

Индивидуальный спринт

Командный спринт

Соревнования с раздельным стартом

При раздельном старте спортсмены стартуют с определенным интервалом в определенной последовательности. Как правило, интервал составляет 30 секунд (реже — 15 секунд, 1 минута). Последовательность определяется жеребьевкой или текущим положением спортсменом в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».

Соревнования с масс - стартом

При масс - старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с наилучшим рейтингом занимают наиболее выгодные места на старте. Итоговый результат совпадает с финишным временем спортсмена.

Гонки преследования

Гонки преследования (персьют) представляют собой совмещенные соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих этапов. Как правило, в лыжных гонках персьют проходит в два этапа, один из которых спортсмены бегут классическим стилем, а другой — свободным стилем.

Гонки преследования с перерывом проводятся в два дня, реже — с интервалом в несколько часов. Первая гонка проходит, как правило, с раздельным стартом. По ее итоговым результатам определяется отставание от лидера для каждого из участников. Вторая гонка проходит с гандикапом , равным этому отставанию. Победитель первой гонки стартует первым. Итоговый результат гонки преследования совпадает с финишным временем второй гонки.

Гонка преследования без перерыва (дуатлон) начинается с общего старта. После преодоления первой половины дистанции одним стилем спортсмены в специально оборудованной зоне меняют лыжи и сразу преодолевают вторую половину дистанции другим стилем. Итоговый результат гонки преследования без перерыва совпадает с финишным временем спортсмена.

Эстафеты

В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырех спортсменов (реже — трех). Лыжные эстафеты состоят из четырех этапов (реже — трех), из которых 1 и 2 этапы бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы — свободным стилем. Эстафета начинается с масс - старта, при этом наиболее выгодные места на старте определяются жеребьевкой или же их получают команды, занявшие наиболее высокие места на предыдущих аналогичных соревнованиях. Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена команды».

Индивидуальный спринт

Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации(пролог), которая организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с масс - стартом, масс - старт состоит из четырёх человек (изменяется). Количество спортсменов, отбираемых в финальные забеги, не превышает 30. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов, не прошедшие квалификацию участники.

Командный спринт

Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с масс - старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.

Место вида спорта в различных классификациях:

По квалификации Л. П. Матвеева основанной на предмете состязаний и характере двигательной деятельности лыжные гонки относятся к первой из шести групп. Это вид спорта, для которого характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этом виде зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена.

По форме соревновательных взаимодействий в квалификации Т. Т. Джамгарова в противоборстве противников лыжные гонки относятся к непосредственному условному физическому контакту. По характеру взаимодействия партнеров совместно индивидуальные действия.

В классификации А.Ц. Пуни лыжные гонки занимают первую группу как циклический вид спорта.

По классификации Л.К. Серовой лыжные гонки рекордный вид спорта.

Так же виды спорта можно разделить по характеру их воздействия на связочно-мышечный и костно-суставный аппараты спортсмена, по степени участия тех или иных групп мышц в работе и особенностям спортивной рабочей позы при выполнении специфических физических упражнений избранного вида спорта на три группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта. В данном случае лыжные гонки мы отнесем к симметричным видам при занятиях, которыми правая и левая половины тела спортсмена выполняют одновременно или попеременно одни и те же движения или действия. При этом позвоночник спортсмена занимает строго срединное положение, тело спортсмена находится в устойчивом равновесии во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равно - мерную физическую нагрузку

Требования к психомоторным и психическим процессам:

В практике физического воспитания и спорта принято различать следующие основные двигательные качества: быстроту, ловкость, силу, гибкость и выносливость. К качествам лыжника можно отнести все, но в большей степени выносливость. Выносливость отражает способность человека выполнять работу определенной интенсивности без снижения ее эффективности в течение длительного времени. В зависимости от условий проявления различают несколько видов выносливости: скоростную (способность поддерживать высокую быстроту движения в течение длительного времени), силовую (длительное поддержание больших физических напряжений), статическую (длительное поддержание определенного мышечного напряжения при отсутствии движения) и другие. Скоростно-силовая выносливость наиболее важна. По другой классификации различают общую и специальную выносливость. Под первой понимается способность длительно выполнять необходимый уровень какой-либо общедоступной работы (ходьба, бег, плавание). Особенно высокий уровень общей выносливости имеют лыжники, велосипедисты, бегуны на длинные дистанции — то есть те спортсмены, тренировки которых сопряжены с длительными нагрузками. Под специальной выносливостью понимается способность человека выполнять определенные специфические движения с высокой интенсивностью в течение длительного времени без снижения самой интенсивности. Так, высокую специальную выносливость имеет любой из высококвалифицированных спортсменов в своем виде деятельности. Между общей и специальной выносливостью прямой зависимости нет, хотя имеющий более высокую общую выносливость при прочих равных условиях отличается и более выраженной специальной выносливостью.

К специализированным ощущениям и восприятиям лыжника - гонщика относятся чувство лыжи и снега, так же нюансы зависят от профиля трассы, погоды, намеченной тактики гонки, складывающейся в течении гонки ситуации.

Смелость, решительность и уверенность в своих силах - важнейшие качества, которые необходимы лыжнику-гонщику при преодоления сложных трасс во время тренировок и соревнований, особенно на спусках, проходимых на высокой скорости с крутыми поворотами. Очень важно проводить воспитание этих качеств как можно с более раннего возраста, с первых лет занятий в школьной секции лыжного спорта. Естественно, при воспитании этих качеств нельзя ограничиться только тренировочными занятиями в секции. Это осуществляется в процессе всех уроков по лыжной подготовке и другим видам спорта.

К характерным тренировочным и соревновательным качествам и трудностям лыжника относятся различные факторы - низкие температуры, сложный рельеф, плохое скольжение, большие по объему и интенсивности нагрузки. Преодоление названных трудностей уже способствует воспитанию волевых качеств. Во время тренировок и соревнований лыжнику необходимо проявить качества, которые во многом решают задачи повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Это прежде всего - настойчивость и упорство в преодолении трудностей и в достижении поставленной цели, способность к максимальным напряжениям, смелость и решительность, уверенность в своих силах и др. Настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижении поставленной цели - важная и неотъемлемая часть волевой подготовки. Во время учебно-тренировочных занятий и соревнований юным лыжникам постоянно приходится преодолевать трудности различного характера - объективные и субъективные. Это выполнение большой тренировочной нагрузки, несмотря на нарастающее утомление, передвижение в неблагоприятных условиях погоды и условий скольжения, преодоление чувства страха и неуверенности при сложных спусках на высокой скорости, болезненное переживание своих неудач, неуверенность в своих силах при участии в соревнованиях. В дополнение к другим методам для воспитания волевых качеств широко используется соревновательный метод при выполнении упражнений и различных заданий. С этой целью в тренировочное занятие включаются упражнения, которые требуют максимальной концентрации усилий для достижения поставленной цели. Вместе с тем такие упражнения-задания повышают эмоциональный фон занятия, способствуют выполнению большего объема тренировок при меньшей психологической перегрузке. В тоже время участие в соревнованиях на различные дистанции является одним из самых важных средств развития волевых качеств при борьбе за победу, а в случае неудачи даст мощный толчок для дальнейшей подготовки. Редко встречаются спортсмены, которые не стремятся взять реванш и смиряются с поражением. Для развития волевых качеств необходимо применять упражнения или задания, которые требуют полной мобилизации сил для достижения поставленной цели. Если упражнение и нагрузка (по объему, интенсивности координационной и психологической напряженности) становятся привычными, их влияние на развитие именно волевых качеств значительно снижается.

Основными причинами технических и тактических ошибок является физическая и психологическая усталость, нерациональное распределение сил на трассе, плохая подготовка лыжного инвентаря.

Известно, что перед началом соревнований лыжники находятся в различном эмоциональном состоянии. В настоящее время можно выделить 3 вида предстартового состояния:

Состояние боевой готовности. Оно характеризуется активным стремлением лыжника к борьбе на трассе, уверенностью в своих силах, сосредоточенностью, вниманием и обострением процессов восприятия окружающей обстановки, четким пониманием целей и задач предстоящего соревнования.

Состояние стартовой лихорадки. При наблюдении за лыжником в этом состоянии обращает на себя внимание излишнее волнение перед стартом, рассеянность внимания, чрезмерная суетливость и возбудимость, неадекватно бурная реакция на обычные внешние раздражители и обстановку перед стартом, неустойчивое настроение, нарушение контроля за своими действиями и поступками и т. д.

Состояние стартовой апатии. В этом состоянии лыжник обычно пассивен, вял и безразличен к самим соревнованиям и к конечному результату. У него отсутствует желание стартовать и бороться на дистанции, кроме того, наблюдается плохое настроение.

Степень проявления того или иного стартового состояния может быть различной, большей или меньшей. Вместе с тем сроки их проявления могут быть тоже различны - от нескольких минут до нескольких дней перед стартом. У юношей и девушек стартовое состояние обычно выражено более ярко.

Окружающая обстановка непосредственно в день соревнования и на месте старта (торжественность открытия, красочное оформление старта и финиша, наличие и поведение зрителей и других лыжников и т. п.) оказывает определенное влияние на стартовое состояние. Состояние стартовой лихорадки и стартовой апатии близки по своему отрицательному влиянию на функциональное состояние организма в целом и на отдельные характеристики, в частности, технику передвижения, работоспособность, а также на конечный результат соревнования.

Как правило, положительные результаты дают отвлечение спортсменов от мыслей о предстоящих соревнованиях, занятия по интересам - чтение книг, посещение театров, картинной галереи, просмотр кинофильмов, занятие музыкой и т. п.

Положительное воздействие на регуляцию предстартового состояния может оказать и аутогенная тренировка. Однако приемами аутогенной тренировки лыжники должны овладеть заранее под руководством тренера.

Одним из средств, положительно влияющих на эмоциональное состояние спортсмена перед стартом, является массаж. Проведение массажа допустимо только специалистом, хорошо знающим его влияние. Характер массажа (продолжительность, приемы, интенсивность и т. д.) должны строго соответствовать состоянию лыжника и поставленным задачам, в противном случае массаж может только усугубить состояние и привести к отрицательным результатам.

Произвольная регуляция дыхания может оказать положительное влияние на эмоциональное состояние спортсмена.

Разминка перед стартом может быть использована не только с целью подготовки организма, но и для регулирования предстартового состояния лыжника. Различные по характеру интенсивности и длительности упражнения и передвижение на лыжах, их разнообразные сочетания могут заметно изменить эмоциональное состояние лыжника-гонщика. В том случае, если наблюдается в большей или меньшей степени предстартовая лихорадка, необходимо проводить разминку с меньшей интенсивностью, в виде спокойного, но более длительного передвижения на лыжах. Лучше это сделать в стороне от стартового городка и зрителей, чтобы избежать дополнительного возбуждающего влияния этих факторов. Время разминки зависит от индивидуальных особенностей лыжника и уровня возбуждения. Контроль над состоянием лыжника в данном случае осуществляется по объективным показателям: частоте дыхания и сердечных сокращений. Необходимо учитывать и субъективный фактор - самочувствие спортсмена. В случае стартовой апатии лыжники, наоборот, проводят более интенсивную разминку, выполняя несколько коротких ускорений. Все это повышает возбудимость, повышает настроение и снимает апатию. Разминка перед стартом с учетом эмоционального состояния - дело сугубо индивидуальное и учиться ее проводить лыжники должны в процессе тренировок и перед малоответственными соревнованиями. Для нормализации психического состояния применяются различные психологические методы и приемы, которые подразделяются на оперативные и профилактические. Оперативные методы применяются непосредственно перед выступлением или при ярко выраженных неблагоприятных реакциях за несколько дней до соревнования. Профилактические методы преследуют цель сохранения нервно-психической свежести к моменту соревнований и могут применяться на всех этапах подготовки. Различными приемами рациональной психотерапии, поступающей от тренера или другого лица, являются убеждение, разъяснение, порицание, беседа на отвлеченную тему и др. Используются также приемы саморегуляции. Все эти приемы можно разделить на несколько групп.

Первая направлена на устранение внешних признаков эмоциональной напряженности. Это достигается выработкой у спортсменов сознательного контроля за своим эмоциональным состоянием и внешними признаками его проявления с помощью произвольной задержки выразительных действий, свойственных эмоциональным переживали ям, специальных физических упражнений и их сочетания с дыхательными упражнениями.

Вторая направлена на отвлечение сознания спортсмена от навязчивых мыслей. Это достигается путем концентрации внимания не на исходе соревнования, а на тех технических и тактических приемах, которые спортсмен намерен в нем применить.

Третья охватывает приемы, с помощью которых спортсмен сам воздействует на себя: самоубеждение, самоприказ, самоуспокоение, самообозрение и различные самовнушения.

Способность к максимальным напряжениям является проявлением волевых возможностей лыжников-гонщиков и во многом определяет конечный спортивный результат. Однако не всегда возможности лыжника проявляются в полной мере в обычных условиях тренировки или на малоответственных соревнованиях. Мощным стимулом для проявления максимальных волевых качеств может стать постановка высокой цели, вполне выполнимой при концентрации физических и волевых возможностей. Как правило, это возникает при большой ответственности перед коллективом, в конкретных соревнованиях или когда победа дает возможность спортсмену попасть на крупные соревнования (первенство страны, международные соревнования и т.д.) или в состав сборной команды (области, страны), не говоря уже о победе на крупных международных турнирах, где спортсмены мобилизуют все свои возможности.

Из четырех типов темперамента лыжнику подходит флегматик - более чем спокойный, можно даже сказать, немного медлительный. Флегматики довольно выносливы, поэтому им подходят виды спорта, сопряженные именно с этим качеством. Сформированные навыки и привычки отличаются большой прочностью и консервативностью. Такие спортсмены очень работоспособны и устойчивы к внешним раздражителям, отдают предпочтение спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого - либо качества.

Тренеру совершенно необходимо поддерживать постоянную связь с родителями юных лыжников и с педагогическим коллективом школы, где постоянно учится школьник. Очень важно, чтобы ни один случай нарушения дисциплины не остался незамеченным. Это не значит, что при любом неблаговидном поступке или нарушении дисциплины необходимо сразу применять методы наказания. Здесь очень важен индивидуальный подход к юным лыжникам: кому-то достаточно сделать замечание (отдельно, а может и перед группой); другому может оказаться достаточным только дать понять, что его нарушение замечено; в ряде случаев возможно более серьезное наказание - удаление с занятия или даже исключение из секции. Наказание всегда должно соответствовать степени нарушения дисциплины.

Вместе с тем при воспитании дисциплинированности (как, впрочем, и других моральных и волевых качеств) очень важно глубокое знание учителем-тренером психологических особенностей своих учеников, их склонностей и увлечений успеваемости в учебе, поведении в школе и дома и других качеств. Воспитание всегда требует индивидуального подхода. Однако учитель-тренер должен сам быть образцом дисциплинированности, так как и в этом случае, личный пример играет очень важную роль.

Занятия по лыжному спорту проходят в довольно сложной для преподавателя обстановке (на пересеченной местности, в лесу, поле, горах), при часто меняющихся и не всегда благоприятных метеорологических условиях. К этому добавляются почти постоянное пребывание группы и преподавателя в движении, растянутость группы занимающихся при объяснении упражнений, трудности индивидуализации занятий и т. д. Все это требует от преподавателя общепедагогических и специфических для лыжного спорта знаний, педагогических навыков и организационно-методических умений.

Тренер по лыжному спорту должен не только проводить учебно-тренировочные занятия, но и осуществлять политико-воспитательную работу, а также повышать свою квалификацию по теории, методике и практике лыжного спорта и свой идейно-политический и общий культурный уровень.

Тренер должен уметь определять спортивную форму и общее состояние спортсмена не только по данным врачебного контроля, но и руководствуясь наружными признаками: состоянием мышц, цветом лица, самочувствием и настроением. Совершенствуя технику своих учеников, Тренер должен уметь видеть выполняемые движения и замечать ошибки, особенно главные, мешающие правильному освоению спортивной техники. Найти ошибку и объяснить, почему и как она мешает, — значит обеспечить успех совершенствования техники. Наиболее характерные ошибки надо кратко разобрать со всей группой, не допуская при этом насмешек и едких шуток в адрес ошибающихся. Нежелательные переживания, вовремя подмеченные опытным преподавателем, при правильном реагировании на них могут быть полностью ликвидированы. В нужный момент следует поднять бодрость учеников, «разжечь спортивную злость», а если надо — снизить излишний пыл.

Тренер не должен суетиться, горячиться, злиться и нервничать, какие бы ни создались неполадки, так как это только ухудшает положение и отрицательно влияет на настроение лыжников. Большое значение имеет своевременное подбадривание учеников. Если лыжник, усердно изучая упражнение, не овладел еще правильной формой его выполнения и просит преподавателя оценить, как он выполняет движение, не следует смущать его, резко указывая на его ошибки. Наоборот, надо указать, что упражнение выполняется в основном удовлетворительно, но надо еще доработать такие-то положения или движения, указать правильный путь изучения этого упражнения. Резкая отрицательная оценка нередко убивает у лыжника инициативу и желание активно изучать спортивную технику. Вместе с тем не следует излишне хвалить и поощрять занимающихся по всякому поводу и без цели; надо знать, где, кого, как и в каком случае следует похвалить. Тренер должен постоянно приучать своих учеников к аккуратности, следить за их осанкой и выправкой, чтобы они всегда имели подтянутый вид. Большое значение имеет культура языка тренера. Веселое, жизнерадостное настроение преподавателя всегда оживляет занятие и делает его более интересным.

Список используемой литературы:

http://www.drmed.ru/s.

http://medbookaide.ru/books/

http://www.fizkult-ura.ru/

http://www.sports.ru/

Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с

Национальный государственный университет физической культуры спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.

Кафедра психологии.

Психоспортограмма.

Выполнила: студент 201 группы

тренерского факультета

Новоселова Анастасия.


для выполнения заданий по данному разделу необходимо изучить правила соревнований по лыжным гонкам, а также использовать полученные на занятиях теоретические сведения.

Цель: Изучить правила соревнований по лыжным гонкам.

Тема 3.1. Документы, регламентирующие проведение соревнований

Задание 1. Разработать положение о лыжном празднике.

1. Цель:__________________________________________________________

2. Задачи: ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Место проведения _______________________________________________

4. Дата праздника __________________________________________________

5. Руководство проведением праздника (необходимо указать какая организация осуществляет общее руководство, организацию, проведение праздника)________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Участвующие организации и участники праздника ___________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Заявки и допуск к участию в празднике (необходимо указать за сколько дней подать предварительную заявку, куда отправить, адрес)____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Обеспечение безопасности участников и зрителей____________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Страхование и допуск участников_________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Разработать сценарий лыжного праздника.

Название праздника _______________________________________________

Место проведения __________________________________________________

Дата проведения праздника __________________________________________

Время открытия праздника ___________________________________________

Время начала соревнований __________________________________________

Время церемонии награждения победителей, закрытие праздника__________

Составил студент:_________________


Тема 3.2. Выбор и подготовка лыжной трассы

Задание 1. Нарисовать схему разметки стартового городка по заданию преподавателя (индивидуальный старт через 30 сек., массовый старт, эстафета, спринт).

Составил студент:_________________


Тема 3.3. Организация и проведение соревнований по лыжным гонкам

Для выполнения данного задания необходимо провести жеребьевку студентов в учебной группе.

Задание 1. Составить протокол старта соревнований по лыжным гонкам по заданию преподавателя (индивидуальный страт через 30 сек., массовый старт, эстафета, спринт).

СТАРТОВЫЙ ЛИСТ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ

_____________________________________________________________________

(наименование соревнований)

Место проведения Дата

Начало соревнований ______ час. ________ мин.

Стартовый номер участника Фамилия, имя Год рождения Спортивная квалификация Территория, ФСО Время страта Отметка о выходе со старта
1.
2.
3.

Составил студент:_________________

Оценка _________________________


Задание 2. Составить протокол официальных результатов соревнований по лыжным гонкам своей учебной группы.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ

Место проведения Дата

Группа участников Дистанция км Стиль

Начало соревнований______час. ________мин. Характеристика трассы:

Окончание соревнований ______час. ________мин перепад высот

Темпер.воздуха в начале гонки максимальный подъем

Темпер.воздуха в конце гонки сумма перепадов высот

Стартовали:__________ Не закончили дистанцию _________

Закончили дистанцию _____________ Не стартовали _______________

Составил студент:_________________

Оценка _________________________


Задание 3. Составить перечень нарушений правил соревнований по лыжным гонкам.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составил студент:_________________

Оценка _________________________

1. Антонова, О.Н. Лыжная подготовка: Методика преподавания: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.Н. Антонова, В.С. Кузнецов. – М.: ACEDEMA, 1999. –208с.

2. Браун, Н. Подготовка лыж. Полное руководство / Н. Браун. Пер. с англ. А. Немцов. – Мурманск: 2004. – 168 с.

3. Бутин, И.М. Лыжный спорт: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / И.М. Бутин. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 192 с.

4. Лыжный спорт: учебник для институтов физической культуры / под ред. М.А. Аграновского. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 368 с.

5. Манжосов, В.Н Лыжный спорт: учебное пособие для вузов / В.Н. Манжосов, И.Г. Огольцов, Г.А. Смирнов. – М.: Высшая школа, 1979. – 151 с.

6. Манжосов, В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков: очерки теории и методики / В.Н Манжосов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 96 с.

7. Правила соревнований по лыжным гонкам. – Минск.: Полиграфический центр МВД, 2008. – 100 с.

8. Раменская, Т.И. Юный лыжник: учебно-популярная книга о многолетней тренировке лыжников-гонщиков / Т.И. Раменская – М.: СпортАкадемПресс, 2004. – 204 с.

9. www.fis-ski.com.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. . . . . . . 3

РАЗДЕЛ I. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

В БЕССНЕЖНОЕ ВРЕМЯ ГОДА

Тема 1.1. Классификация упражнений лыжников-гонщиков. . . 4

Тема 1.2. Методика обучения технике передвижения на лыжах. . 9

РАЗДЕЛ II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ

КАЧЕСТВ ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА

Тема 2.1. Средства и методы развития силы. . . . . 19

Тема 2.2. Средства и методы развития быстроты. . . . 20

Тема 2.3. Средства и методы развития выносливости. . . . 21

Тема 2.4. Средства и методы развития координационных способностей. 22

РАЗДЕЛ III. Правила соревнований по лыжным гонкам

Тема 3.1. Документы, регламентирующие проведение соревнований. 25

Тема 3.2. Выбор и подготовка лыжной трассы. . . . . 28

Тема 3.3. Организация и проведение соревнований по лыжным гонкам. 29

Спортивные соревнования по лыжному спорту имеют важное и

многостороннее значение в физическом воспитании школьников. Охватывая

различные виды лыжного спорта, они способствуют расширению спортивно-

массовой работы внутри школы, привлекают учащихся к систематическим

занятиям физической культурой, неразрывно связаны с учебно-

тренировочным процессом и являются продолжением учебной работы. На

соревнованиях подводятся итоги работы за определенный период,

выявляются ее положительные стороны и недостатки, определяются

сильнейшие спортсмены класса, школы и лучшие команды, В то же время

соревнования по лыжному спорту оказывают большое воспитательное

влияние, У школьников повышается дисциплина и появляется

несознательное отношение к тренировкам, воспитываются смелость,

трудолюбие, чувство взаимовыручки и коллективизма. Соревнования -

органическая часть подготовки квалифицированных спортсменов. Участие в

соревнованиях позволяет достигать высоких нагрузок, воспитывает волевые

качества. Большое значение имеют спортивные соревнования как школа

передачи опыта. Хорошо организованные соревнования, торжественно и

красочно оформленные места старта и финиша создают у участников

праздничное настроение.

Виды соревнований по лыжному спорту разнообразны. Особенно

массовыми являются соревнования по лыжным гонкам на различные

дистанции. Большой популярностью у зрителей пользуются соревнования по

прыжкам на лыжах с трамплина и по горнолыжному спорту (слалому,

слалому-гиганту, скоростному спуску), по биатлону и по лыжному

двоеборью.

Организации и проведению соревнований по лыжному спорту

предшествует большая предварительная работа, которая усложняется

условиями погоды и рельефа местности. Все это требует специальных знаний

и опыта, что позволит провести соревнования на высоком уровне с

привлечением большого количества зрителей.

9.1. Классификация соревнований

Все многообразие соревнований по видам лыжного спорта

классифицируется по различным признакам.

В зависимости от значимости, масштаба и задач соревнования по

различным видам лыжного спорта можно разделить на следующие группы:

1. Спартакиады народов Российской Федерации, краев, областей,

автономных республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Чемпионаты,

кубки, первенства, молодежные и юношеские игры этих территорий.

Чемпионаты, кубки и первенства ДСО и ведомств, а также все

международные соревнования и соревнования СНГ, проводимые на

территории Российской Федерации.

2. Соревнования окружных, районных, городских и других

административных делений, расположенных на территории Российской

Федерации.

3. Соревнования в спортивных школах, спортивных клубах и

коллективах физической культуры.

По задачам соревнования классифицируются:

1. Первенства, в которых определяется чемпион (победитель класса,

школы, района, города, области, республики, страны, а также спортклубов

ДСО и ведомств).

2. Отборочные соревнования, где выделяются сильнейшие лыжники в

классе, школе и т.д. для участия в составе команд в различных

соревнованиях, проводимых вышестоящими организациями.

3. Контрольные соревнования проводятся в ходе

учебнотренировочного процесса в виде «прикидок» для наблюдения за

ростом тренированности и спортивных результатов. Кроме того, такие

соревнования проводятся на уроках лыжной подготовки в школе при

подведении итогов и учете успеваемости учащихся.

4. Массовые соревнования проводятся с целью популяризации

лыжного спорта среди населения.

5. Показательные соревнования чаще всего проводятся по наиболее

зрелищным видам лыжного спорта - прыжкам с трамплина и слалому с

целью популяризации лыжного спорта. При соответствующей организации

они с не меньшим эффектом могут быть проведены и по другим видам -

биатлону, эстафетам и гонкам.

6. На кубковых соревнованиях спортсмены оспаривают установленный

приз (кубок) различных спортивных или общественных организаций или

территорий.

7. Целевые соревнования проводятся по специальной программе

(«Праздник Севера» и др.).

8. Классификационные соревнования - для выполнения лыжниками

разрядных норм Единой спортивной классификации.

9. Зачетные соревнования - для выполнения учащимися нормативов

учебных программ (в школе, вузе и т.д.).

По форме организации различают следующие виды соревнований:

1. Закрытые соревнования - в них могут принять участие только

лыжники данного коллектива: класса, школы, спортклуба и т.п.

2. Открытые соревнования - с участием команд лыжников других

коллективов, которые могут полноправно оспаривать медали победителей и

призовые места и т.д. К этим соревнованиям допускаются все желающие

(открытый старт) с разрешения врача или сильнейшие лыжники других

школ, коллективов по специальному приглашению.

3. Товарищеские (матчевые) встречи двух или более команд - это

соревнования по предварительной договоренности между командами

классов, школ, спортклубов, коллективов и т.д.

4. Заочные массовые соревнования проводятся между школами,

спортклубами, коллективами в городе, области и т.д.

По условиям зачета могут быть следующие соревнования:

1. Личные, где определяются места каждому участнику, а командные

итоги не подводятся.

2. Лично-командные, когда определяются и личные результаты

лыжников и места для всех участвующих команд.

3. Командные - в них результаты каждого участника засчитываются

команде для определения ее места в соревнованиях (например, в эстафетах).

Победители и места всех участников в личном первенстве в этом случае не

выводятся.

9.2. Планирование и проведение соревнований по лыжным гонкам

Подготовка к организации соревнований по любому виду лыжного

спорта начинается задолго до наступления зимнего сезона с составления

календарного плана соревнований и положения о соревнованиях. От

своевременной и тщательной подготовки этих документов во многом зависит

успешное проведение соревнований.

Календарный план соревнований разрабатывается организацией,

ответственной за их проведение, совместно с общественными организациями

(Федерацией лыжного спорта или советом по физическому воспитанию

школьников при отделах народного образования).

При составлении календарного плана любой организации необходимо

учитывать следующие основные требования:

1. Предусматривается постепенное увеличение физических нагрузок с

учетом возрастных особенностей и пола участников, а также уровня

тренированности и квалификации спортсменов, вида соревнований и

времени их проведения.

2. Учитывая климатические условия данной местности, первые

соревнования сезона необходимо планировать не ранее чем через 12-15 дней

после установления снежного покрова.

3. На весь зимний сезон включается оптимальное для данного возраста

и квалификации количество соревнований.

4. Основные соревнования планируются на середину сезона.

5. Из года в год необходимо поддерживать стабильность календарного

плана, проводя одни и те же основные соревнования в постоянные сроки.

6. В период отъезда сильнейших лыжников на крупные соревнования

на местах необходимо планировать соревнования низовых коллективов,

матчевые встречи, массовые соревнования и т.д., чтобы спортсмены

младших разрядов могли также регулярно выходить на старт и

совершенствовать свое мастерство.

На основании календарного плана и правил соревнований по лыжному

спорту составляется положение о соревнованиях. Оно является основным

документом, регламентирующим порядок и условия их проведения. Все

основные разделы положения должны быть тщательно продуманы, четко и

ясно изложены, чтобы по пунктам не возникало вопросов или различных

толкований их содержания.

Положение о любых соревнованиях всегда состоит из следующих

разделов: цели и задачи соревнований; место и время проведения;

руководство подготовкой и проведением; участники; программа и условия

70проведения; порядок определения победителей личного и командного

первенства; награждение победителей личного и командного первенства;

условия приема участников; сроки и порядок подачи заявок на участие в

соревнованиях. В зависимости от масштаба и вида соревнований содержание

разделов положения может несколько меняться. На внутренних

соревнованиях без выезда в другой город обычно исключается пункт о

приеме участников, меняются сроки подачи предварительных и

окончательных заявок и т.д.

Для подготовки и проведения крупных соревнований назначается

Организационный комитет, количественный состав которого зависит от

масштаба соревнований и объема работы. При Организационном комитете

создаются специальные комиссии, которые и проводят всю хозяйственную,

организационную и агитационно-массовую работу, культурное и

медицинское обслуживание участников и спортивно-техническую

подготовку соревнований. Организационный комитет и его комиссии

начинают работу за 2-3 месяца до соревнований.

Оргкомитетом назначаются мандатная комиссия и судейская коллегия.

Работа мандатной комиссии заключается в проверке соответствия

заявленных участников и команд требованиям положения о соревнованиях.

Непосредственное проведение соревнований возлагается на судейскую

коллегию, утвержденную соответствующей федерацией судей. В ходе

соревнований оргкомитетом принимаются окончательные решения по

протестам и вопросам, не находящимся в ведении судейской коллегии.

Работа по подготовке мест соревнований состоит из двух этапов:

прокладка и подготовка трасс лыжных гонок, биатлона, слалома;

оборудование мест старта и финиша - стартового городка.

Схема и профиль дистанции в день соревнований вывешиваются на

большом щите. На схеме должны быть обозначены все подъемы, спуски и

сложные или опасные места, пункты питания и медицинской помощи.

Различные дистанции наносятся на схему цветными линиями,

соответствующими цвету разметки данной трассы. На профиле дистанции

показана в масштабе длина всех равнинных участков, подъемов и спусков с

указанием их крутизны в градусах.

Мандатная комиссия объявляет свое решение о допуске участников к

соревнованиям на первом заседании судейской коллегии. Здесь же главным

судьей сообщается порядок открытия соревнований и расписание стартов по

различным видам программы и дистанциям, которые определяются

совместно с начальником дистанции.

На первом заседании судейской коллегии проводится жеребьевка

обычно на один день предстоящих соревнований. Проводить ее сразу на все

дни нецелесообразно, так как по разным причинам состав участников на

другие дистанции может измениться. Дополнительные заявки подаются

главному судье не позднее чем за час до проведения жеребьевки..

На основании результатов жеребьевки секретариат судейской коллегии

составляет стартовые протоколы.

Соревнования обычно открываются с парада участников и подъема

флага. Необходимо тщательно разработать программу торжественного

открытия, чтобы создать у участников праздничное настроение, вместе с тем

процедура открытия должна быть короткой. Старт первым участникам

необходимо дать точно в установленное время. В этом случае участники

могут своевременно начать разминку и без опоздания прийти на старт.

До старта главный судья, судьи-хронометристы на старте и финише и

судья-информатор сверяют часы-хронометры и устанавливают их для

первого старта всегда на 0 ч 00 мин 00 с. Это значительно облегчает подсчет

результатов. При парном старте первые участники стартуют в 0 ч 01 мин 00

с, а при одиночном первый участник уходит со старта в 0 ч 00 мин 30 с (так

называемый судейский отсчет времени).

Судья-информатор за 15 мин до старта объявляет точное судейское

время и приглашает участников к месту старта, а помощник стартера за 3-5

мин выстраивает первых стартующих и проверяет их явку по протоколу.

Участники стартуют во время, указанное для них в протоколе. Старт

дается следующим образом: при одиночном старте, находясь на линии старта

справа от участника, судья дает команду: «Осталось 10 секунд!» За 5 с до

старта он кладет руку на плечо участника или поднимает флаг до уровня его

груди и начинает отсчет времени: 5-4-3-2-1. Когда наступает время старта,

дает команду: «Марш!» - и одновременно убирает руку с плеча или

поднимает флаг вперед-вверх. Стартовые часы должны быть установлены

так, чтобы их мог хорошо видеть стартующий гонщик:

При общем старте участники выстраиваются за 3 м за линией старта.

По команде стартера: «Снять верхнюю одежду!», «На старт!» - участники,

сняв верхнюю одежду, выходят к линии старта. Дается команда: «Осталось

10 секунд!», затем стартер дает команду: «Осталось 5 секунд!» - и поднимает

вверх флаг или пистолет. Во время старта дает старт выстрелом или

командой «Марш!» и опускает флаг. Если старт взят неправильно, стартер

возвращает участников командой «Назад!» или повторным выстрелом.

По окончании стартов помощник стартера делает в протоколе отметку

о количестве ушедших на дистанцию участников и сообщает об этом

старшему судье на финише и в секретариат.

На соревнованиях с небольшим количеством участников прием их на

финише могут провести два судьи: хронометрист, который объявляет время

пересечения лыжником линии финиша, и секретарь, записывающий это

время и номер финишировавшего.

Старший судья в момент пересечения лыжником линии финиша делает

отмашку флагом и подает команду: «Есть!» По этому сигналу судья-

хронометрист называет время финиша, а секретарь записывает это время в

протокол финиша. Судьи-секретари, работающие по подсчету результатов,

переносят время финиша в карточку участника, определяют чистое время

прохождения. Судья-информатор сразу объявляет полученный результат по

Старшие судьи на финише после прихода последнего участника на

каждой дистанции сверяют количество стартовавших, финишировавших и

сошедших с дистанции спортсменов и сообщают об этом судье.

Представители команд не имеют права покидать соревнования до прихода на

финиш своего последнего участника, а в случае схода кого-нибудь с трассы

должны немедленно сообщить на финиш и в секретариат. Начальник трассы

или его заместитель должны просмотреть трассу за последним участником,

снять контролеров, собрать контрольные листы и доложить главному судье о

закрытии трассы. Убедившись, что на дистанции не осталось ни одного

лыжника, главный судья отдает распоряжение об окончании соревнований на

данную дистанцию. Начальник дистанции, сверив контрольные листы, сдает

их в секретариат судейской коллегии и, в свою очередь, сообщает главному

судье о правильности прохождения спортсменами дистанции.

Секретариат соревнований в соответствии с системой зачета,

изложенной в положении о соревнованиях, подводит итоговые командные

результаты, которые затем утверждаются на заседании судейской коллегии.

По окончании соревнований представители команд получают папку со всеми

результатами (протоколы по дистанциям, командные результаты по дням

соревнований, дистанциям и общий сводный командный протокол). Все

рабочие материалы соревнований сдаются в организацию, проводящую

соревнования.

Победителей соревнований по отдельным дистанциям лучше

награждать сразу по окончании гонки или перед стартами на дистанции

другого дня. Подведение общих итогов соревнований можно проводить на

заключительном торжественном вечере, где главный судья кратко сообщает

о личных и командных результатах. Здесь же победителям вручаются

награды. Участники, не явившиеся без уважительных причин на церемонию

вручения наград, теряют право на их получение.

В соответствии с правилами соревнований по лыжному спор­ту организация, проводящая соревнования, комплектует судей­скую коллегию. Ее количественный состав зависит от вида лыж­ного спорта, масштаба соревнований, количества участников и видов программы, проводимых одновременно. Коллегия судей представляет соответствующему комитету кандидатуры для ут­верждения в должности главного судьи соревнований и его за­местителей. Все вопросы, связанные с проведением соревнова­ний, решаются судейской коллегией в соответствии с положени­ем и правилами соревнований.

Мандатная комиссия объявляет свое решение о допуске участ­ников к соревнованиям на первом заседании судейской коллегии. Здесь же главным судьей сообщается порядок открытия соревно­ваний и расписание стартов по различным видам программы и дистанциям, которые определяются совместно с начальником дистанции. При составлении этого расписания необходимо учи­тывать количество подготовленных трасс и число заявленных участников на каждую дистанцию, ориентировочное время про­хождения каждой из них и возможность их загрузки при переходе с трассы на трассу в соревнованиях на длинные дистанции по раз-


ным кругам. Например, при проведении двух гонок на 5 км у женщин и 15 км у мужчин можно подготовить только две трассы -5 и 10 км. Вначале дается старт мужчинам на трассе 5 км при 120 участниках, прохождение ими трассы займет 60 мин (старт пар­ный через 1 мин). Через 10 мин после ухода на дистанцию послед­него участника на этой же трассе стартуют женщины. Мужчины, пройдя 5 км, переходят на 10-километровый круг, а женщины, заканчивая 5 км, приходят на финиш. Таким образом, мужчины, пройдя два круга, финишируют с 15-километровой дистанции.

При таком расписании стартов и количестве трасс соревнова­ния могут быть проведены одной стартовой и двумя финишными бригадами судей. Подобным образом можно рассчитать время старта, количество судейских бригад и соответственно количество трасс для проведения всей программы соревнований. В любом случае соревнования необходимо закончить не позднее чем за 1,5-2 ч до наступления темноты. Это позволит начальнику дис­танции своевременно снять контролеров с трасс, сверить кон­трольные листы, а в заключительный день соревнований снять указатели, разметку и т.д.

На первом заседании судейской коллегии проводится жеребь­евка обычно на один день предстоящих соревнований. Проводить ее сразу на все дни нецелесообразно, так как по разным причинам состав участников на другие дистанции может измениться. До­полнительные заявки подаются главному судье не позднее чем за час до проведения жеребьевки. Заявления об изменении заявок при выбывании участника подаются главному судье не позднее чем за час до старта на данную дистанцию, вновь заявленный уча­стник стартует под номером выбывшего, в эстафетах изменения в составе команд разрешаются не позднее чем за 30 мин до старта. Жеребьевка проводится при помощи карточек, которые заранее заполняются секретариатом судейской коллегии на всех участни­ков на все дистанции на основании заявок. В лыжных гонках применяются две формы жеребьевки - общая и групповая.


Первая из них обычно проводится на соревнованиях небольшо­го масштаба, и порядок старта при этом определяется без выделения отдельных групп. Наиболее целесообразна групповая жеребьевка, при ней все участники распределяются по группам, в зависимости от спортивной квалификации (подготовленности), по результа­там, указанным в заявках, или по принципу равного представи­тельства всех команд в каждой группе. Первый вариант применя­ется при личных, второй - при лично-командных соревнованиях. На крупных соревнованиях все участники распределяются на четы­ре группы; четвертая группа считается сильнейшей. Внутри каждой группы порядок старта участников определяется жеребьевкой, а

Очередность старта групп заранее, до начала жеребьевки, устанав­ливается главным судьей в зависимости от числа участников и со­стояния погоды. Может быть принята следующая схема старта групп: 1-2-3-4. В случае необходимости (при изменении условий) порядок старта групп может быть изменен, но не позднее чем за час до начала соревнований на данную дистанцию; расписание стартов должно быть изменено так, чтобы ни одному лыжнику старт не был установлен ранее назначенного в начале жеребьевки времени.

На основании результатов жеребьевки секретариат судейской коллегии составляет стартовые протоколы. В протокол в порядке, определенном жеребьевкой, заносятся фамилии и имена участников, их стартовый номер и время старта. В лыжных гонках чаще всего старт дается парами через 1 мин или по одному через 30 с. Первый вариант более удобен для судей, так как облегчает подсчет показан­ных результатов, - от времени финиша вычитается время старта в целых единицах (мин). Не позднее чем за 1 ч до начала соревнований стартовые протоколы вывешиваются для всеобщего обозрения.

Соревнования обычно открываются с парада участников и подъема флага. Необходимо тщательно разработать программу торжественного открытия, чтобы создать у участников празднич­ное настроение, вместе с тем процедура открытия должна быть короткой. Старт первым участникам необходимо дать точно в установленное время. В этом случае участники могут своевремен­но начать разминку и без опоздания прийти на старт.

До старта главный судья, судьи-хронометристы на старте и фи­нише и судья-информатор сверяют часы-хронометры и устанавли­вают их для первого старта всегда на 0 ч 00 мин 00 с. Это значи­тельно облегчает подсчет результатов. При парном старте первые участники стартуют в 0 ч 01 мин 00 с, а при одиночном первый участник уходит со старта в 0 ч 00 мин 30 с (так называемый су­дейский отсчет времени).

Судья-информатор за 15 мин до старта объявляет точное су­дейское время и приглашает участников к месту старта, а помощ­ник стартера за 3-5 мин выстраивает первых стартующих и про­веряет их явку по протоколу.

На соревнованиях, начиная с областного масштаба, проводит­ся маркировка лыж каждого участника, начиная с дистанции 5 км у женщин и 10 км у мужчин. Обе лыжи маркируются единым для всех участников на данной дистанции цветом и в определенном месте, удобном для просмотра судей и контролеров на дистанции. Маркировка проводится при входе в стартовый коридор, после чего участники сразу выходят на старт. Протокол маркировки со старта передается на финиш судье по проверке маркировки. Судья по проверке маркировки находится за линией финиша и о каждой


проверке делает отметку в протоколе, а после окончания соревно­ваний передает протокол главному секретарю.

Участники стартуют во время, указанное для них в протоколе. Старт дается следующим образом: при одиночном старте, нахо­дясь на линии старта справа от участника, судья дает команду: «Осталось 10 секунд!» За 5 с до старта он кладет руку на плечо участника или поднимает флаг до уровня его груди и начинает отсчет времени: 5-4-3-2-1. Когда наступает время старта, дает команду: «Марш!» - и одновременно убирает руку с плеча или поднимает флаг вперед-вверх. Стартовые часы должны быть ус­тановлены так, чтобы их мог хорошо видеть стартующий гонщик.

При общем старте участники выстраиваются за 3 м за линией старта. По команде стартера: «Снять верхнюю одежду!», «На старт!» - участники, сняв верхнюю одежду, выходят к линии старта. Дается команда: «Осталось 10 секунд!», затем стартер дает коман­ду: «Осталось 5 секунд!» - и поднимает вверх флаг или пистолет. Во время старта дает старт выстрелом или командой «Марш!» и опускает флаг. Если старт взят неправильно, стартер возвращает участников командой «Назад!» или повторным выстрелом. При старте первого этапа в эстафетах, как только стартер поднимет пистолет или флаг, каждый судья при участниках кладет руку на плечо стартующего и в момент старта поднимает руку вперед-вверх. Стартер не должен допускать к старту участников, не замар­кировавших лыжи, или тех, у кого номер и костюм не соответству­ют требованиям, предъявляемым правилами соревнований. В про­токоле делаются отметки о стартовавших лыжниках и не явившихся на старт участниках. С разрешения стартера опоздавший участник может принять старт, но не позднее ухода на дистанцию последнего участника, о чем делается соответствующая отметка в стартовом протоколе. Несмотря на опоздание, при подсчете результат участ­ника определяется от времени старта, записанного в протоколе. Должно быть зафиксировано и действительное время старта участ­ника на тот случай, если главная судейская коллегия решит, что опоздание было вызвано чрезвычайными обстоятельствами.

По окончании стартов помощник стартера делает в протоколе отметку о количестве ушедших на дистанцию участников и сооб­щает об этом старшему судье на финише и в секретариат.

На соревнованиях с небольшим количеством участников прием их на финише могут провести два судьи: хронометрист, который объявляет время пересечения лыжником линии финиша, и секре­тарь, записывающий это время и номер финишировавшего.

На соревнованиях крупного масштаба эту работу выполняет це­лая бригада судей в составе 4-6 человек. Порядок прихода на фи­ниш (номера участников) фиксируют два судьи, каждый отдельно.

Старший судья в момент пересечения лыжником линии финиша делает отмашку флагом и подает команду: «Есть!» По этому сиг­налу судья-хронометрист называет время финиша, а секретарь за­писывает это время в протокол финиша. На крупных соревнова­ниях должна быть организована автоматическая электронная сис­тема регистрации результатов участников с точностью до 0,01 с. Судьи-секретари, работающие по подсчету результатов, перено­сят время финиша в карточку участника, определяют чистое вре­мя прохождения. В настоящее время на крупных соревнованиях результаты участников фиксируются автоматически при помощи электронной системы с точностью до 0,01 с.

Судья-информатор сразу объявляет полученный результат по радио. От четкой, своевременной и подробной информации во многом зависит интерес зрителей к соревнованиям по лыжному спорту. Информация должна быть ясной, точной и максимально краткой. Необходимо по возможности ограничить передачу по радио текста и объявлений, не относящихся непосредственно к проведению соревнований. Даже отлично подготовленные и про­веденные соревнования могут быть испорчены плохо организо­ванной информацией, особенно если она ведется неподготовлен­ным судьей, к тому же с плохой дикцией. Для подготовки инфор­мации необходимо проделать значительную предварительную работу. Необходимо подобрать сведения по истории и традициям проводимых соревнований, победителям прошлых лет. Все это со­общается в радиоинформации за 10-15 мин до старта. По ходу старта необходимо рассказать зрителям об участниках, уходящих на дистанцию, их лучших результатах, разрядах и спортивных званиях, победах на крупных соревнованиях и о тренерах, воспи­тавших спортсменов. При наличии радио или телефонной связи с контрольными пунктами необходимо информировать зрителей, тренеров и участников о времени прохождения дистанции. При появлении первых участников следует переключиться на объявле­ние результатов по возможности сразу после их прихода на фи­ниш. Желательно объявлять результаты всех финишировавших лыжников, в то же время сообщая о пяти или десяти лучших ре­зультатах по ходу соревнований из числа участников, закончивших каждую дистанцию. После окончания соревнований по отдельным дистанциям или всего первого дня личные (10 лучших участников) и командные результаты объявляются по радио и вывешиваются на доске объявлений. Следует напомнить участникам, что все резуль­таты, сообщенные до сверки контрольных листов и утверждения их судейской коллегией, являются предварительными. Если в течение часа не поступят протесты или они будут отклонены судейской коллегией, можно объявить официальные результаты.


Старшие судьи на финише после прихода последнего участни­ка на каждой дистанции сверяют количество стартовавших, фи­нишировавших и сошедших с дистанции спортсменов и сообщают об этом судье. Представители команд не имеют права покидать соревнования до прихода на финиш своего последнего участника, а в случае схода кого-нибудь с трассы должны немедленно сооб­щить на финиш и в секретариат. Начальник трассы или его замес­титель должны просмотреть трассу за последним участником, снять контролеров, собрать контрольные листы и доложить глав­ному судье о закрытии трассы. Убедившись, что на дистанции не осталось ни одного лыжника, главный судья отдает распоряжение об окончании соревнований на данную дистанцию. Начальник дистанции, сверив контрольные листы, сдает их в секретариат судейской коллегии и, в свою очередь, сообщает главному судье о правильности прохождения спортсменами дистанции.

Секретариат соревнований в соответствии с системой зачета, из­ложенной в положении о соревнованиях, подводит итоговые ко­мандные результаты, которые затем утверждаются на заседании судейской коллегии. По окончании соревнований представители команд получают папку со всеми результатами (протоколы по дис­танциям, командные результаты по дням соревнований, дистанциям и общий сводный командный протокол). Все рабочие материалы соревнований сдаются в организацию, проводящую соревнования.

Победителей соревнований по отдельным дистанциям лучше награждать сразу по окончании гонки или перед стартами на дис­танции другого дня. Подведение общих итогов соревнований можно проводить на заключительном торжественном вечере, где глав­ный судья кратко сообщает о личных и командных результатах. Здесь же победителям вручаются награды. Участники, не явив­шиеся без уважительных причин на церемонию вручения наград, теряют право на их получение.