Основатель Кодокан Дзюдо Кано Дзигаро родился в 1860 году в небольшом приморском городке Микагэ. Семья Кано принадлежала к славному некогда самурайскому роду, поэтому с дества Кано получал комплексное образование, был прилеженв науках и усидчив. В 1971 году семья Кано переехала в Токио и после окончания средней школы Дзигаро Кано поступает в Токийский императорский университет. В детстве Кано был болезненным ребенком. Из-за физической слабости он нередко подвергался избиениям со стороны уличных задир. Поэтому он стал искать возможности поправить свое столь жалкое здоровье. Он начал заниматься многими видами спорта, среди них можно выделить такие как: бейсбол, гребля, гимнастика и туризм. Через два года Кано с удовлетворением отметил, что он стал вполне здоровым и теперь у него довольно крепкое тело, однако решающий перелом в его жизни наступил тогда, когда он решил изучить дзюдзюцу. Именно в университете он проникся идеей о возможности достижения гармоничного развития тела и духа, практикуя дзюдзюцу.

После долгих занятий дзюдзюцу под руководством различных мастеров, итоговым, кумулятивным действием занятий в стилях Тэндзин, Синъё-рю и Кито-рю явилось не только дальнейшее укрепление физического состояния Кано, но и становящаяся все более ненасытной жажда знаний о дзюдзюцу. Он стал рассматривать другие рю классического будзюцу с научной точки зрения, особенно методы безоружной борьбы, бывшие предметами обучения военно-прикладного характера в школах Сэкигути-рю и Сэйго-рю. В то время Япония оказалась под влиянием тех умонастроений, когда большинство городских жителей было настроено против традиционных институтов, обычаев и верований. Кано сожалел о том, что классическое дзюдзюцу по этой причине оказалось не в милости. А с упадком самого дзюдзюцу падал и престиж многих признанных его знатоков. Многие опытные представители дзюдзюцу в силу своего незавидного социального, а также и экономического положения, вызванного отсутствием учеников, вынуждены были давать представления или же вызывать на поединок всех желающих из числа зрителей, заплативших за представление. Поэтому он твердо решил вернуть дзюдзюцу былую славу и поставить это искусство на подобающее ему место.

Выполнение поставленной перед собой задачи Кано начал с переделки самого дзюдзюцу на особый лад, так, чтобы оно оказалось и привлекательным, и полезным для общества эпохи Мэйдзи. В 1882 году Кано выступает уже со своей синтезированной системой и, находясь в очень стесненных обстоятельствах, обосновывается в Эйсё-дзи, расположенном в токийском районе Ситая храме. Свою новую систему он называет Кодокан и начинает ее преподавать девяти ученикам в додзё, вмещавшем лишь 12 татами (мат из рисовой соломы, служащий для настилки полов, размером примерно 0,9 на 1,8м).

Кодокан Дзюдо является чрезвычайно неоднородной системой. Кано произвольно заимствовал идеи из авторитетных японских классических источников. Выбирая название Кодокан, он, к примеру, был хорошо наслышан о существующем Кодокане в г.Мито. Кодокан у Кано и Кодокан удела Мито на слух звучат одинакого, хотя первые иероглифы этих слов различны. Однако их общий смысл выражает свойственный им обоим дух культурного начинания. Кодокан у Кано означает: ко - преподавание, изучение, практика, до - путь, учение, и кан - зал или место, то есть "место изучение пути".

Повсеместные нападки на дзюдо привели к тому, что в 1886 году начальник Управления имперской полиции принял решение покончить с раздорами и путём состязания выяснить истинное место нового будзюцу. Противником дзюдо стала школа Рёи Синторю, главный наставник которой - Тоцука Хикоскэ был одним из самых ярых гонителей дзюдо. В состоявшемся мачте приняли участие по 15 борцов от каждой школы и в тринадцати победили ученики Кано, две закончились вничью. Споры об этом поединке не утихают до сих пор. Рёи Синторю была традиционной школой, но ее последователи, ограниченные правилами поединка не могли применять её наиболее действенные техники - удары, травмирующие блоки и т.д.

Как бы там ни было, дзюдо доказало, что не только имеет право на существование но и способно внести новую волну в мир будзюцу, как гармоничное и благородное искусство. В последующие годы Кано сосредоточил свои усилия на развитии теории и духовного стержня дзюдо. Результатом этой работы стало создание в 1922 году Культурного общества Кодокан - Кодокан бунка кёкай.

Развитие "дзюдо" – как олимпийского вида спорта

Дзюдо было создано в токийском буддийском храме Эйхо-дзи в 1882 г. Оно быстро развивалось, и первый черный пояс был присвоен Дзигаро Кано его ученику Тайре Сиро уже в 1883 г. Когда Дзигаро Кано в 1889 г. отправился в Европу, чтобы преподавать свою технику, в его додзе насчитывалось около 600 учеников. После демонстрации искусства дзюдо, устроенной в Марселе в том же году, первые додзе были основаны во Франции, в частности в Париже. Вернувшись в Японию, Основатель продолжил свою работу и в 1922 г. создал Кодокан, которому предстояло стать официальным центром движения дзюдо. С конца девятнадцатого столетия Великобританию посещали различные инструкторы японского дзюдзюцу. (Тогда-то и вошло в обиход искаженное название этого боевого искусства - "джиу-джитсу"). Затем стало усиливаться влияние дзюдо. В 1920 г. Дзигаро Кано посетил Лондон и принял местные сообщества дзюдо и дзюдзюцу в Кодокан в качестве зарубежных филиалов. К 1956 г, дзюдо стало обязательным спортом во всех японских школах, и некоторое время японцы побеждали на всех мировых чемпионатах. Но, в 1961 г. голландец-гигант Антон Гесинк победил японского чемпиона Сонэ, и с тех пор стало очевидно, что преимущество находится на стороне более рослых и тяжелых борцов, Признание этого факта привело к созданию в дзюдо весовых категорий, как в боксе. Этот шаг противоречил всей концепции дзюдо, сформулированной Дзигаро Кано, но в послевоенные годы западные организации дзюдо стали относиться к этому виду спорта все больше и больше как к спортивному единоборству и все меньше и меньше - как к образу жизни, Это постепенно привело к идеологическому расколу между спортивно-ориентированными дзюдо-ка и теми, кто продолжал придерживаться идеалов Основателя и традиций японских боевых искусств. Подобную двойственность можно наблюдать, во всех боевых искусствах, покинувших родные берега и пустивших корни в странах Запада. Разделение борцов на весовые категории совпало по времени с Олимпийскими Играми 1964 года в Токио. Это было отчасти и своевременно, так как японцы меньше всего хотели быть полностью разгромленными в своей собственной стране. Хотя Гесинк, а позже его соотечественник Руска доминировали в категории тяжеловесов, японцы оставались чемпионами в других категориях на чемпионатах мира. И только в 1969 г. японский тяжеловес Синомани стал чемпионом, победив Руску в Мексике. Со времени своего дебюта в качестве олимпийского вида спорта в 1964 г. дзюдо несколько раз меняло правила и весовые категории. Мировые чемпионаты начались в 1956 г. и проводятся каждые два года. Первый Чемпионат Европы по дзюдо среди мужчин состоялся в 1951 г. (его выиграла французская команда); среди женщин - в 1982 г. С 1974 г. проводится также Кубок Европы. Дзигаро Кано всегда был решительно против всяких публичных состязаний, поскольку он считал, что дзюдо должно быть личным искусством для тренировки ума и тела. Сущность дзюдо содержится в клятве, которую дают ученики при вступлении в Кодокан:

Вступив в Кодокан, я не брошу учебу без уважительной причины. Я не опозорю Додзё.

Без разрешения я никому не открою секретов, которым меня обучили.

Сначала как ученик, потом как учитель я всегда буду следовать законам Додзе.

По мысли Кано Дзигаро, дзюдо - это не столько искусство самозащиты без оружия, сколько философия, искусство повседневной жизни. "Изучение общих принципов дзю-до, - говорил он, - важнее, чем просто занятия дзюдзюцу"



На современном этапе развития боевого искусства создано множество комитетов и организаций , занимающимися агитацией, распространением и продвижением японского единоборства по всему миру. Дзюдо включено в Олимпийские игры, начиная с 1964 года. Соревнования по дзюдо проводятся в различных весовых категориях.

Фото 1. Состязания по дзюдо на летних Олимпийских играх, прошедших в Рио-де-Жанейро, Бразилии в 2016 году.

Существуют также и специальные поединки по дзюдо, где участниками могут стать спортсмены любой весовой категории , но в программу олимпиады подобные встречи не входят.

Справка! Долгие годы существования дзюдо обходилось без весовых категорий: считалось, что главное не сила, а владение тайной техникой . Распределять соревнующихся по весу стали после поражения японцев на четвёртом чемпионате мира.

Японская классификация современного боевого искусства

Принятая классификация страны восходящего Солнца определяет дзюдо в разряд современных боевых искусств. Впервые секция «гибкого пути» появилась в 1882 году при храме Эйс в Токио.

Наставником школы «Кодокан» стал Дзигоро Кано. А в 1883 — появилась классификация разрядов. Правила судейства приняли в 1900 г. В первый год занятий «Кодокан» насчитывал всего 9 учеников-спортсменов.

В 1956 — был проведён первый чемпионат мира по дзюдо . Действия происходили в Токио. После этих событий подобные состязания по борьбе стали проводить и в других странах.

Женщины соревнуются между собой с 1980 года. С 1992 — женские состязания по этому виду спорта официально включены в программу летних Олимпийских игр.

Суть данного вида спорта

Японская борьба развивает координацию, силу, выносливость, скорость. Дзюдо стало основой для многих других видов борьбы, например, самбо и джиу-джитсу. Данный вид борьбы отлично подходит для целей самообороны.

Спорт наполнен постоянными падениями . Дзюдоистам необходимо постоянно тренироваться, для того чтобы обезопасить себя и уменьшить уровень травматизма во время приземления. Правила построены таким образом, что участник битвы быстро переключается после броска на удушающие или болевые приёмы . Такая техника дзюдо даёт спортсмену ценные навыки самозащиты.

Важно! Цель борьбы заключается в достижении максимального результата с наименьшей тратой усилий.

Дзигоро разработал комплекс упражнений, развивающих все группы мышц спортсмена, в отличие от других видов спорта, чтобы предотвратить физическую несбалансированность .

Цель такого образования, по задумкам основателя, сделать тело «сильным, здоровым и полезным».

Кроме физической силы, «мягкий путь» развивает и мыслительные способности спортсмена .

Дзюдоисты должны просчитывать каждый свой шаг и движения соперника: одержать победу в поединке дзюдо можно, поймав противника на малейшей его ошибке . Ум побеждает силу: если противостоящую энергию направить в правильное для себя русло и фатальное для соперника.

Основы единоборства для спортсменов

Фундаментом боевого искусства дзюдо являются болевые и удушающие приёмы, броски . Последние осуществляют из стойки или в падении, через бедро, спину или плечо — это один из методов достижения победы в дзюдо: положить противника на спину. Ещё один способ — сдача соперника.

Для этого в дзюдо используют удушающие приёмы или болевые захваты. Самые используемые приемы в дзюдо — это узлы , т. е. скручивание рук в суставах, или рычаги — выгибающие конечности до высшей степени болевого порога.

Внимание! В единоборстве разрешено проводить такие захваты только на локтевые суставы , с целью снижения травматизма.

Вам также будет интересно:

Удары и травмоопасные приёмы

Часть движений, несущих угрозу здоровью, и удары осваиваются исключительно в форме ката .

Целью реализации подобных приёмов в дзюдо служит точное правильное выполнение манёвра, где важна лишь отработка движений.

Наибольшее число повреждений в борьбе приходится на руки — 41,5%.

На повреждения нижних конечностей — 28,3%, травмы головы — 18,9%.

Принципы

Принципы дзюдо:

  1. Взаимопомощь и понимание для лучшего прогресса.
  2. Оптимальное использование духа и тела.
  3. Поддаться чтобы победить.

У спортсменов дзюдо есть свой кодекс чести . Боец должен быть вежлив, честен, скромен, верен другу, смел, обладать самоконтролем и уважать окружающих. Вступающий в ряды участников этой борьбы приносит клятву:

  1. Я не опозорю дзюдо и свою школу.
  2. Не покину учёбу без весомой причины.
  3. Без позволения учителя никому не раскрою тайн , познавших здесь.
  4. Буду следовать законам моей школы , пока я ученик, и стану держаться их, если стану учителем.

Взаимопомощь и понимание для лучшего прогресса

Этот принцип дзюдо раскрывает духовную и нравственную сторону боевого искусства.

Гибкость, хорошие манеры, правильное поведение — богатство для общества. Мастер Кано отметил основные правила для спортсмена в повседневной жизни:

  1. Владеть инициативой в любом деле.
  2. Необходимо знать, когда остановиться .
  3. Сосредоточенно следить за обстоятельствами жизни и за собой , за окружением и другими людьми.
  4. Действовать решительно , полностью осмысливать.
  5. Держать баланс между радостью и подавленностью, безрассудством, трусостью и истощением, и ленью.

Наилучшее использование тела и духа

При наименьшей затрате усилий получить максимальный результат — второй принцип дзюдо, это фундамент, на котором построена борьба в этом боевом искусстве. Такое правило подходит для развития не только физической силы, совершенствования мастерства, но и для умственной деятельности и даже воспитания характера.

Если подвести итоги, то с уверенностью можно сказать, что принцип наилучшего использования тела и духа может стать правилом жизни.

Поддаться чтобы победить

Следующий постулат дзюдо предусматривает победу более слабого соперника над сильным, посредством тактики и умений (мастерства): силу соперника можно обернуть против него самого.

Если ваш противник превосходит по мощности , то гораздо эффективнее будет уклоняться от его атак, маневрируя , что поможет вывести его из равновесия. В таком положении сила соперника уже не будет прежней.

После совершения ряда подобных действий необходимо сориентироваться и атаковать оппонента, так как новая ситуация оказывается преимущественной для вас. Выходит, спортсмен дзюдо задействует минимум усилий и получает наивысший результат . Сумел вывести бойца из равновесия — смог победить.

Международная федерация

Была основана в июле 1951 года. Организация занимается проведением чемпионатов (мировых и континентальных), присваивает свои ранги, отличные от рангов Кодокана

Непросто определить какие же единоборства лучше: в зависимости от личных предпочтений , более привлекательным окажется тот вид спорта, который по своей философии, технике и правилам будет ближе к духовному состоянию личности. А значит, выбор боевого искусства остаётся за вами.

Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан».

Дзюдо было сформировано на основе дзю-дзюцу (искаж. «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо.

Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия.

Согласно одной из легенд, принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма. Однажды, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев сломаны вчерашним снегопадом, и только маленькое деревце гордо стоит как ни в чем не бывало: его ветки сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев такое чудо, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!»

Мастера дзю-дзюцу отличала не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость и умение использовать силу врага в своих целях. В период феодальных войн 17-19 веков искусство мягкости, входившее в систему боевой подготовки самураев, достигло своего расцвета, а число школ приблизилось к тысяче.

Однако начало эпохи Реставрации Мэйдзи (1868 г.), открытие Японии для мира и радикальные буржуазные реформы привели к тому, что дзю-дзюцу пало жертвой цивилизации, а воины потеряли работу.

Искусству мягкости не позволил кануть в Лету молодой ученый, просветитель и педагог Дзигоро Кано (1860-1938). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо - новую борьбу, означающую «мягкий путь». По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций.

В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.

В 1889 году Кано развернул просветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию.

Интерес к диковинной борьбе проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя.

Почитателем дзюдо был великий индийский мыслитель Рабиндранат Тагор.

Развитие борьбы ненадолго приостановила Вторая мировая война. Несмотря на то, что Кано неоднократно подавал голос протеста против милитаризации общества и образования, дзюдо попало в составленный американскими оккупационными властями список запрещенных боевых искусств. Запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер.

Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводят к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая.

В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, ее президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.

В 1956 году в Токио прошел первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны.

В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

Женское дзюдо обязано своим рождением супруге Дзигоро Кано, яростной энтузиастке борьбы. Первый чемпионат мира среди женщин прошел в 1980 году, а в Олимпийских играх дзюдоистки принимают участие с 1992 года.

На сегодняшний день членами Международной федерации являются 178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире - более 20 миллионов. По количеству «посвященных» дзюдо уступает только футболу.

В.В. Путин на тренировке по Дзюдо

Дзюдо (в переводе с японского «мягкий путь «) - японское боевое искусство , соединяющее в себе самооборону без оружия, философию , вид спортивного единоборства.

Дзюдо возникло в 1882 году в Японии , благодаря японскому мастеру боевых искусств Дзигоро Кано . В основе дзюдо лежит дзюдзютцу, представляющее из себя различные стили единоборств, распространённых на Японских островах.

Дзюдо, по японской классификации, относится к современным боевым искусствам (т.е. нетрадиционным), и при этом сильно выделяется среди множества своих собратьев.

  1. Во-первых, это единственное боевое искусство Востока, принятое в семью олимпийских видов спорта.
  2. Во-вторых, техника дзюдо, в отличие от того же карате, не ударная, а борцовская - броски, болевые приёмы, удушения и удержания.

В.В. Путин проводит прием броска в Дзюдо

Основатель дзюдо Дзигоро Кано изначально сделал акцент на исключение всех травмоопасных техник, чтобы создать общедоступное искусство борьбы, максимально адаптированное к проведению соревнований.

Удивительно, но признание дзюдо в качестве популярного вида спорта, не принизило его духовную и философскую составляющую, а также воспитательную роль. Занимающие этим стилем единоборств приобретают такие черты характера как дисциплина, настойчивость, уважение. Большую роль в духовном совершенствовании имеет система тренировок, например, работа в парах способствует развитию психологической гибкости, коммуникабельности и взаимопомощи. Важным является то, что эти качества закрепляются в ходе телесных практик. Занятия дзюдо положительно сказываются на умственных способностях - необходимо запоминать сложные приёмы, тактически мыслить в ходе поединка, генерировать творческие нестандартные идеи и т.д.

Дзингоро Кано следующим образом формулирует духовную ценность дзюдо: «Я считаю, что тот, кто будет изучать дзюдо у хорошего учителя, тот будет ценить свою родину, любить её дела и вещи, возвышать свой дух и сможет воспитать в себе мужественный, деятельный характер».

На практике он выразил эти идеи в ряде наставлений:

  • Соотнесение своих возможностей с возможностями противника;
  • Овладение инициативой в поединке;
  • Тщательное обдумывание, а затем решительное действие;
  • Умение вовремя остановиться;
  • «Одержав победу - не заносись; потерпев поражение - не сгибайся; благоденствуя, не теряй бдительности; попав в опасное положение, не пугайся и иди вперёд избранным путём».

Как видно, эти поучения актуальны не только в дзюдо, но и в повседневной жизни.

Короткая история в СССР

В 20-м веке благодаря Кано и его ученикам дзюдо прошло большой путь от национального единоборства до всемирного признания: этим единоборством занимаются в 198 странах 28 миллионов человек, в т.ч. 200 тысяч - в России. Нужно отметить, что история становления дзюдо в России имеет множество драматических страниц. В.С. Ощепков - был первым россиянином и четвёрным европейцем, который сдал экзамен на мастерскую степень (дан) в японской школе дзюдо Кодокан. Это было в 1917 году.

После революции Ощепков успешно популяризировал дзюдо в СССР, а также обогащал его разнообразными эффективными приёмами, которые он черпал в национальных видах борьбы, изучая их во время своих путешествий. После ареста и смерти Ощепкова в 1937 году, в СССР был введён запрет на дзюдо. Но его ученики, продолжив дело русского мастера, разработали на основе дзюдо новый вид борьбы - самбо, который общепризнан в качестве одного из самых эффективных в мире. Дзюдо в СССР возродилось лишь в 60-е годы, когда страна начала принимать активное участие в мировом олимпийском движении.

Обучение дзюдо включает изучение базовых стоек, перемещений, самострахования, захватов и техники реанимации. Ковёр для борьбы называется татами, дзюдоисты тренируются босиком, одежда для занятий - дзюдоги (куртка, штаны, пояс). Основа техники дзюдо - разнообразные броски, выполняемые как из стойки, так и с падением. Также применяются болевые приёмы: разгибания и скручивания конечностей.

В отличие от других распространённых видов борьбы - вольная, греко-римская - в дзюдо упор делается на максимальное использование силы противника, что сближает этот стиль с айкидо. В дзюдо, как в ушу и карате, кроме схваток есть комплексы формальных упражнений - ката. Ката отрабатываются в парах и позволяют освоить физические и духовные принципы дзюдо, а также безопасно изучить приёмы, которые запрещены на соревнованиях из соображений травмоопасности.

Наряду со спортивным дзюдо существуют и различные прикладные разновидности, направленные на эффективную самозащиту. Приёмы дзюдо легли в основу множества систем рукопашного боя, в том числе уже упомянутое советское самбо, американского боевого дзюдо и др.

Более полувека дзюдо оставалось практически единственным восточным боевым искусством, широко представленным в мире и получившим признание во многих странах. Но в последние десятилетия наблюдается активное распространение таких видов восточных единоборств как ушу, карате, тайский бокс, айкидо и многих других. Остаётся пожелать, чтобы усилившаяся конкуренция между дзюдо и другими боевыми искусствами способствовала их обогащению, а также популяризировала физическое и духовное развитие.

Видео: Что такое дзюдо

В этой статье разговор пойдет о «гибком познании»… Нет, это вовсе не нудные пары по философии или логике. Речь о дзюдо, а также о том, почему этот вид спорта полезен, во сколько лет дети могут начинать им заниматься и сколько стоят занятия.

Японское боевое искусство, настоящая философия и борьба без нападения - все это о дзюдо. Этот вид спорта часто привлекает детей и их родителей. И не зря: он прекрасно развивает ребенка как физически, так и духовно, укрепляет характер и волю к победе.

С какого возраста

Дзюдо - мягкий, безударный вид единоборств, подходящий даже для самых маленьких деток. Поэтому начать обучение можно уже с 4 лет. Раннее начало боевого пути пойдет только на пользу: ребенок научится направлять свою энергию в правильное русло и контактировать с другими детьми и взрослыми.

Важно понимать, что в таком возрасте ребенка не будут учить делать захваты или наносить удары соперникам. В секции с четырехлетками начинают заниматься общей физической подготовкой, и только потом, уже укрепившихся и подготовленных, постепенно обучают основам дзюдо.

Есть только одна проблема: четырехлетнего малыша могут не взять в секцию. Это особенно актуально для маленьких городов. В городах-миллионниках уже начинают открываться клубы, в которые можно отдать ребенка в столь юном возрасте.

Обычно рекомендуется отдавать детей на дзюдо с 7-8 лет. Это тот возраст, когда они становятся более собранными, целеустремленными и начинают осознавать, в чем суть этого вида спорта. А также в этом возрасте легче привыкнуть к строгим правилам на тренировках.

Медицинские противопоказания

Одно из самых безопасных единоборств, которое подойдет почти всем - это дзюдо для детей. Но есть и некоторые ограничения по состоянию здоровья.

Основные противопоказания:

  • больное сердце;
  • плохое зрение;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • болезни почек;
  • аномалии развития.

Родителям стоит понимать, что дзюдо - это борьба. И хотя дети учатся не причинять сопернику боль, а лишь имитировать поединок, ваше чадо не застраховано от синяков и сильных ушибов. Поэтому стоит проконсультироваться с врачом или , чтобы быть уверенными, что тренировки не навредят.

Мальчики и девочки

Другой вариант перевода этого японского слова - «мягкий путь». Здесь важны не сила или умение «задавить» соперника, а ловкость и гибкость. Дзигоро Кано, создатель этого вида единоборств, вложил в свое творение основную идею: Необходимо поддаться, чтобы победить.

Дзюдо прекрасно подойдет для девочек. Тренировки вырастят сильную, уверенную в себе, дисциплинированную, но женственную и нежную девушку.

Если вы сомневаетесь, то вот еще несколько причин, чтобы отдать девочку именно на дзюдо:

  1. Ребенок приобретает навыки самообороны и учится защищать себя, что бывает иногда жизненно важным.
  2. Девочкам легче на тренировках, чем мальчикам, так как женская половина человечества от природы гибкая и склонная брать не напором, а хитростью и ловкостью.
  3. В конкуренция в женском дзюдо в разы меньше, чем в мужском, поэтому это очень перспективное направление.

Да что там говорить, девочка, которая способна уложить любого мальчишку, вызывает в кругу сверстников искреннее восхищение и даже преклонение.

Плюсы

Дзюдо для детей, как и любой другой вид спорта, полезен для здоровья, физического и умственного развития, а также приносит удовольствие и позволяет выпустить лишнюю энергию.

Регулярные тренировки:

  • Развивают координацию. Захваты и броски требуют четких, отточенных движений. Неверно направил удар, промахнулся – и уже проиграл.
  • Тренируют реакцию. Во время спарринга необходимо постоянно наблюдать за соперником, чтобы удачно защищаться и нападать. Любое неверное действие противника становится преимуществом, которое нужно умело использовать.
  • Формируют дисциплинированную и сильную личность. Тренировки по дзюдо - дело серьезное. Они приучают детей к дисциплине: во время занятий запрещается бегать по залу и даже разговаривать. В процессе обучения боевому искусству ребенок учится выигрывать и проигрывать, контролировать эмоции и тело, обретает волю к победе и уверенность в собственных силах.
  • Укрепляют здоровье. Занятия дзюдо укрепляют мышцы и кости, уменьшают вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, являются эффективным средством борьбы с ожирением.

Минусы

Несмотря на максимальную безопасность этого вида единоборств, травмы не исключены. Но не стоит бояться, что после первой тренировки ребенок придет с синяком или хуже - с переломом.

На первых занятиях, а иногда и годы, малышей обучают, как избежать травм и сохранить все конечности в целости, затем с помощью упражнений укрепляют их тело, а только потом показывают приемы и ставят в спарринги.

Сколько стоят занятия

Любой спорт, если им заниматься серьезно и основательно, требует постоянных затрат. Вот примерный список расходов и расценки:

  • Тренировки. Одно занятие с тренером обойдется примерно в 600-800 рублей. Однако можно найти и бесплатную секцию для детей с 7-8 лет.
  • Поездки на турниры. Вероятность того, что ребенок будет ездить на турниры за счет организации, есть, но стоит быть готовыми к тому, чтобы оплачивать дорогу, питание и проживание.
  • Экипировка. Кимоно необходимо покупать самостоятельно. Его примерная стоимость: от 2 000 до 15 000 рублей. Есть и бюджетный вариант - взять с рук.

Как выбрать секцию

От секции и тренера зависит многое: результаты тренировок, настрой и мотивация, травмоопасность занятий. Поэтому к выбору подходящей организации стоит подойти серьезно.

Есть несколько факторов, которые необходимо учитывать при выборе секции:

  • Желание ребенка. Это главный фактор, о котором многие родители просто забывают. Если ребенок будет заниматься без желания, то никаких положительных результатов быть просто не может. Поэтому не бойтесь пробовать заниматься в разных клубах. Во многих платных секциях предлагается пробное бесплатное занятие. Пробуйте, и найдете то, что подойдет Вам и Вашему ребенку.