Эстафетный бег - это командный вид легкой атлетики. Различают следующие виды эстафет: а) по беговой дорожке; б) кольцевые по городу (старт и финиш в одном месте); в) звездные по городу (старт в разных местах, финиш в одном месте для всех команд).

По составу участников эстафеты бывают: детские, юношеские, мужские, женские, смешанные и комбинированные. Классические эстафеты - 4 х 100 и 4 х 400 м - проводятся на беговой дорожке как для мужчин, так и для женщин. Кроме того, выделяют эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов (например, 10 х 1000 м), а также «шведские» эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке).

Эстафетная палочка представляет собой цельную гладкую полую трубку, круглую в сечении, сделанную из дерева, металла или другого твердого материала. Согласно правилам проведения соревнований, эстафетная палочка должна иметь вес не менее 50 г, длину 28-30 см и длину в окружности 12-13 см. Ее передача осуществляется только в зоне, равной 20 м (по 10 м в каждую сторону от начала этапа); при этом запрещается какая-либо помощь одного бегуна другому (подталкивание и т.п.). Спортсмен, закончивший этап, может сойти с дорожки лишь в том случае, если убедился, что не помешает остальным бегунам. В случае утери палочки во время бега ее можно поднять и продолжать бег дальше. Если же палочка утеряна при передаче, ее может поднять только передающий бегун.

Наиболее сложной из всех видов является эстафета 4 х 100 м, так как передача эстафетной палочки в ней происходит на максимальной скорости. Правила соревнований разрешают спортсмену, принимающему эстафету, начинать бег за 10 м до зоны передачи. Это позволяет бегуну раньше достигнуть максимальной скорости и выполнить передачу в середине зоны, с меньшим риском нарушить правила. Поэтому на каждом этапе спортсмен начинает разгон в тот момент, когда передающий достигает контрольной отметки, расположенной примерно в 7-8 м от места старта принимающего бегуна. Чтобы осуществить такую передачу, оба бегуна, передающий и принимающий, должны иметь одинаковую скорость в зоне передачи и произвести ее в тот момент, когда они находятся на расстоянии 1,5 м друг от друга. С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на первом этапе 110 м, на втором - 130 м, на третьем - 130 м, на четвертом - 120 м.

Существует два способа передачи эстафетной палочки: снизу-вверх (рис. 2.10, а) и сверху-вниз (рис. 2.10, б). При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отгибается в сторону от ладони, четыре пальца сомкнуты, плоскость ладони смотрит вниз-назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу- вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть. Во втором способе рука отводится также назад чуть в сторону и несколько выше, при этом ладонь смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху-вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.

Рис. 2.10.

Эстафетный бег может осуществляться:

  • 1) без перекладывания эстафетной палочки;
  • 2) с перекладыванием эстафетной палочки.

Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где передача происходит на высоких скоростях, второй способ используется во всех остальных эстафетах.

Рассмотрим технику эстафетного бега 4x100 м. На нервом этапе бегун стартует с низкого старта в вираж. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии (рис. 2.11). Для того чтобы бегун первого этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку партнера. Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольной отметки, принимающий бегун начинает стартовый разгон. В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, лучше по краям беговой дорожки, в зависимости от руки, осуществляющей передачу. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за два беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, продолжает быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегаиия зоны передачи другими командами он покидает дорожку.


Рис. 2.11.

Бегун второго этапа (рис. 2.12) несет эстафетную палочку в левой руке и осуществляет передачу бегуну третьего этапа в правую руку. На третьем этапе бегун бежит по виражу, как можно ближе к бровке, и передает эстафету четвертому участнику команды из правой руки в левую. Данный порядок передачи эстафеты является наиболее совершенным и применяется всеми сильнейшими командами. Передача эстафетной палочки осуществляется вышеописанными способами.


Рис. 2.12.

В других видах эстафетного бега передача всегда осуществляется из левой руки в правую. Спортсмен, принявший палочку, сразу перекладывает ее в левую руку. В эстафетном беге 4 х 400 м и во всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Действия бегуна, принимающего палочку, зависят от того, с какой скоростью его товарищ по команде заканчивает свой этап. Если эта скорость заранее известна, пользуются контрольной отметкой. В том случае, если к месту передачи приближается группа бегунов, и их скорость возрастает или снижается, следует начинать бег в зависимости от обстановки, не допуская наталкивания передающего бегуна или исключая преждевременное начало бега. Бегуны второго этапа в эстафете 4 х 400 м осуществляют переход на общую дорожку после того, как пересекли линию первого виража. Бегуны третьего и четвертого этапов должны быть расставлены под руководством судьи в том порядке, какой занимают их члены команды после пробегания 200 м. После пробегания этой отметки не разрешается менять расположение спортсменов в зоне передачи.

При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого, или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки или, опустив голову, смотрит назад иод неопорной рукой. Очень важный элемент техники в момент передачи - бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти оптимальную «фору» для начала бега, т.е. начинать бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи. Расстояние между бегунами в момент передачи равняется длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна (рис. 2.13). Такое расстояние может быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. Если расстояние сокращается, то возможен обгон передающим бегуном принимающего, и, наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.

Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:

  • показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях;
  • надежность передачи эстафетной палочки;
  • согласованность действий партнеров команды;
  • целостность единого коллектива.

Рис. 2.13.

При составлении команды обычно стремятся расставить спортсменов так: слабейший бегун - на первом этапе, следующий по силам - на втором и т.д. Однако имеется ряд обстоятельств, которые наменяют это правило. В эстафете 4 х 100 м нужно учитывать, что отдельные спортсмены значительно хуже бегут по виражу, чем по прямой. Умение быстро стартовать, четко принимать и передавать палочку также может изменить место участника в команде. В эстафете 4 х 100 м и на более длинных дистанциях часто приходится учитывать тактические замыслы противников и в зависимости от этого распределять участников по этапам.

Обучение технике эстафетного бега

Основные задачи обучения:

  • ознакомить с техникой эстафетного бега;
  • научить технике:
    • - передачи эстафетной палочки на месте и в ходьбе,
    • - передачи эстафетной палочки в медленном беге,
    • - старта бегуна, принимающего эстафету;
  • научить передаче эстафетной палочки на максимальной скорости в 20-метровой зоне;
  • совершенствовать технику эстафетного бега по «связкам» парами, всю эстафету в целом.

Спортивная эстафета - это соревнование в виде совокупности определенных командных дисциплин. Характерная ее особенность — прохождение участниками поочередно этапов с передачей от одного к другому очереди перемещения по дистанции.

Как это выглядит

Переход между этапами происходит везде по-своему. Например, легкая атлетика предполагает передачу эстафетной палочки либо ленты, лыжный спорт — быстрое физическое прикосновение рук атлетов смежных этапов. В водных видах спорта - это касание пловцом бортика бассейна. Общий смысл эстафеты, соблюсти который стремится команда, — добраться до финиша быстрее всех.

Само слово "эстафета" французского происхождения. Связано оно со скорой конной почтой (посылкой нарочных гонцов). В наши дни это отдельный зрелищный вид спорта, пользующийся огромной популярностью. Эстафета является составной частью программы соревнований спортсменов-профессионалов в плавании, биатлоне, конькобежном спорте и спортивном ориентировании. Ну и легкая атлетика, конечно же, держит здесь пальму первенства. Помимо того, очень популярны спортивные мероприятия в виде эстафеты, проводимые на любительском уровне как для взрослых, так и для детей.

Более ста лет подряд эстафета связана с олимпиадами. С 1900 года проводятся олимпийские соревнования в виде эстафеты по плаванию, с 1908 года — по легкой атлетике, с 1936 года - по лыжному спорту. Рассмотрим подробнее различные виды эстафет.

Бег - эстафета

Легкоатлетическая эстафета — захватывающее зрелище. Чаще всего ею завершают программу соревнований. Происходит она, как правило, на стадионе и вызывает настоящий шквал эмоций.

Легкоатлетическая эстафета - отличное средство укрепления командного духа и сплочения спортсменов. Любой, кто хоть однажды участвовал в ней (например, на школьных уроках физкультуры), навсегда запомнит непередаваемое чувство бурлящего адреналина. В таких условиях спортсменам особенно важно уметь сохранять выдержку и дисциплину полностью в течение этапа.

Эстафеты бывают разными. Классические дистанции для большинства соревнований — 4 х 100 м и 4 х 400 м. Если соревнуются любители, организаторы вправе выбирать дистанцию самостоятельно. Таким образом, спортсмены могут соревноваться как на отрезках 4 х 60 метров, так и на этапах 4 х 800 метров.

Другая разновидность эстафет именуется шведской. Ее отличие — в прохождении участниками этапов разной длины. Чаще всего длина дистанции уменьшается от этапа к этапу, например, она может быть в виде отрезков длиной 800, затем 400, затем 200 и 100 метров.

В уличных эстафетах, которые устраиваются в связи с каким-либо праздником (чаще всего 9 Мая), жестких дистанций не существует. Этапы там обычно привязаны к длине и расположению улиц и зависят от маршрута, разработанного организаторами.

Правила бега в эстафете

Спортивная эстафета всегда бывает организована по четко регламентированным правилам. Ключевой момент эстафетного бега — передача палочки. Если спортсмен случайно выронит ее, ему придется обязательно ее поднять и передать следующему участнику. Как правило, зона или участок, на котором происходит передача эстафетной палочки, имеет протяженность около 20 метров. Ее чаще всего выделяют белой линией. Соревнующиеся спортсмены начинают разгоняться за десяток метров до начала обозначенного коридора.

В ходе официального соревнования в дисциплине 4 по 100 метров от участников требуется строго придерживаться своей дорожки. В легкоатлетической эстафете на более длинную дистанцию (400 метров) разрешается соблюдать это правило только на протяжении первого круга и начального виража (т. е. первых 100 метров) второго. В случае перехода спортсмена на чужую дорожку дисквалифицируют всю команду.

Помогать друг другу спортсменам запрещается. Уронивший эстафетную палочку должен поднять ее обязательно сам. Пробежавшему свою дистанцию атлету не разрешается покидать дорожку до окончания пробега всей своей команды.

Азы эстафетной техники

К ним относятся приемы передачи эстафетной палочки, что делается в одном из двух вариантов. Либо спортсмен на протяжении дистанции перекладывает палочку в ту руку, в которой ему удобнее ее держать, либо неизменно несет ее в одной и той же руке — в той, в которую вложил палочку участник предыдущего этапа. Так чаще всего поступают при беге на короткие дистанции, чтобы сэкономить время.

Другой ключевой момент, который спортсменам требуется тщательно отработать для успешного выступления — определение точного места для начала разгона. Оттачивание данного важного навыка происходит на протяжении немалого числа тренировок.

Вытягивать руку с эстафетной палочкой бегун начинает уже в середине своего этапа. Он может предупредить принимающего голосом. Ожидающий приема палочки спортсмен должен держать руку отведенной назад с опущенной кистью и направленным к бедру большим пальцем. Только в этом случае у передающего получится удачно вложить эстафетную палочку в ладонь принимающего.

При передаче ее важно соблюдать оптимальную скорость, которая должна быть примерно одинакова у того и другого спортсмена в зоне передачи.

Спортивная эстафета невозможна без активного участия тренера, главной задачей которого для обеспечения успеха служит правильный подбор участников в эстафетную команду. Выбирая спортсменов для участия в соревнованиях, опытный тренер учитывает личные показатели каждого из них, умение достичь согласованности бегунов между собой, хорошую отработку техники при передаче палочки и наличие командного духа. Победу способна дать лишь слаженная работа всех участников легкоатлетической четверки.

Эстафета в плавании

Плавание необычайно популярно у спортсменов-профессионалов и любителей. Существует множество его видов и техник. Плавание может быть спортивным, оздоровительным, игровым, фигурным (синхронным или художественным), а также подводным. Спортивное плавание предполагает участие в состязаниях, организованных по утвержденным правилам. Классический вид состязаний по плаванию — преодоление стандартной дистанции бассейнов в 25 или 50 метров.

Само плавание ведется строго определенным стилем — кролем на груди или спине, брассом или же баттерфляем. Эти способы различаются по скорости и технике исполнения. Под вольным стилем подразумевается, что пловец может выбрать любой из имеющихся стилей и даже менять его во время прохождения дистанции. На практике все спортсмены выбирают кроль на груди как самый быстрый и результативный из стилей.

Дистанции в соревнованиях по плаванию могут быть самыми разными — от 50 до 800 метров для женщин и до 1500 метров для мужчин. Существует и комплексное плавание, заключающееся в прохождении поочередно одинаковых дистанций различными стилями в строго определенной последовательности.

В таком виде спорта, как плавание, эстафета существует в виде прохождения командой пловцов четырех дистанций по сто или по двести метров. Каждый из четырех пловцов проходит поочередно по одинаковому отрезку в 100 либо 200 м вольным стилем. Если же речь идет о комбинированной эстафете, пловцы поочередно демонстрируют один из четырех способов в строго определённой последовательности.

Эстафета начинается стилем кроль на спине, продолжается брассом, после него баттерфляем и заканчивается вольным стилем.

Всемирная летняя эстафета - Универсиада, проходившая в июле 2013 года в Кванджу (Южная Корея), продемонстрировала всему миру успехи российских спортсменов в эстафете по плаванию. Женская команда российских спортсменок в комбинированной эстафете заняла четвертое место.

Мужская эстафета особенно порадовала болельщиков. Наша команда мужчин-пловцов обошла американцев и японцев. Успех принесла спортсменам комбинированная эстафета 4 по 100 м.

Плавание и бег - не единственные виды спорта, где можно выступать группой.

Биатлон: эстафета

Командные состязания — непременная составляющая этого вида спорта. Входят в команду биатлонистов, которой предстоит эстафета, женщины, мужчины, юноши и девушки — юниоры и юниорки, и состоит она из четырех или трех человек. Каждому из спортсменов предстоит пройти свой собственный этап, на котором расположены два огневых рубежа.

Какие же дистанции имеет в таком виде спорта, как биатлон, эстафета? Мужчины проходят расстояние 7,5 километра, для женщин оно равно 6 километрам. На старт выходят одновременно по представителю каждой команды. После прохождения своего этапа они отдают эстафету следующему спортсмену. На первом огневом рубеже биатлонистам предстоит вести стрельбу из лежачего положения, на втором — стоя.

Места возле мишеней распределяются по стартовым номерам. У всех спортсменов на каждую стрельбу имеется по 3 запасных патрона. При преждевременном их расходе за незакрытые мишени положен штрафной круг протяженностью 150 метров.

Олимпийские соревнования в биатлоне

В биатлоне эстафетные состязания являются старейшими. Впервые олимпийские игры, в которых принимали участие мужчины-биатлонисты, состоялись в 1968 году. Женщины участвуют в олимпийских эстафетах по биатлону с 1992 года.

Данное командное состязание в биатлоне именуется "смешанная эстафета". Ее включают в программу чемпионатов и Кубка мира, в том числе и по летнему биатлону.

Но это не только спорт. Эстафета необычайно популярна у любителей всех возрастов — от детей до пенсионеров. Для подростков и молодёжи существует великое множество разновидностей спортивных эстафет. Многие из них взяты на вооружение тренерами спортивных школ, учителями физкультуры, организаторами спортивных мероприятий в летних оздоровительных лагерях.

Любительские эстафеты

Как же можно организовать веселые и увлекательные соревнования-эстафеты для детей и подростков? Например, в летнем лагере? Такие командные соревнования, имеющие частью игровой, частью спортивный характер, носят обычно название «веселых стартов». Участвуя в них, дети имеют возможность продемонстрировать ловкость, быстроту и физическую силу. На таких соревнованиях обычно царит здоровый дух соперничества и бушуют нешуточные эмоции.

Для детей помладше, как правило, бывают организованы сюжетно-тематические эстафеты. Группе игроков или отдельному участнику выдается определенное задание. Состязание проходит в игровой форме, чаще всего в виде поединков разной степени сложности.

Если планируется детская спортивная эстафета, организаторы комплектуют команды от двух игроков и более, подбирая для них равное число участников, а также стараясь распределить поровну девочек и мальчиков. Каждая команда получает яркое запоминающееся название.

Подготовка к эстафете в летнем лагере

Готовится площадка и нужный инвентарь (речь идет о скакалках, мячах, кеглях, обручах). Заранее требуется пригласить или назначить судей, помощников, договориться о правилах состязаний, критериях оценки и штрафных очках. Понадобится изготовить табло, транспаранты и лозунги для болельщиков, а также награды чемпионам и утешительные призы аутсайдерам.

На торжественном открытии эстафеты команды выходят и строятся в заранее определенном порядке. После обращения главного организатора соревнований командами произносится приветствие, затем представляют арбитров. Важным элементом церемонии открытия эстафеты в летнем детском лагере является подъем флага и по возможности процесс зажжения "олимпийского" огня.

После показательного выступления профи (как правило, это опытные спортсмены постарше) участникам объясняют правила будущих состязаний, затем команды под бурные приветствия болельщиков выходят на старт и строятся. Удачным ходом со стороны организаторов будет бодрящее музыкальное сопровождение, зажигательные с юмором комментарии, характерные для каждой команды детали костюмов и, конечно же, активная поддержка игроков болельщиками.

Инструкторам, подготавливающим летний лагерь к эстафете, можно посоветовать для экономии времени заранее обозначить на стендах правила, приготовить нужные знаки и таблички, нанести на площадку постоянную разметку в виде линий, кругов, квадратов. Заранее следует позаботиться об исправности инвентаря, особенно мячей.

Игровых команд следует организовывать как можно больше, чтобы были задействованы все участники. Никто не должен остаться стоять в стороне. Хороший инструктор найдет способ побудить детей к сотрудничеству и поднять командный дух.

Как правильно организовать эстафету

Следует заранее договориться о том, какие знаки и команды будут использоваться. Например, поднята левая рука — требование тишины. Резкая трель свистка — старт либо финиш. Используйте махи рукой или заранее оговоренные жесты. Маршрут эстафеты должен быть спланирован заранее и проходить по открытому пространству (не вдоль стен). Игрокам должно хватать места, чтобы вернуться с дальнего конца дистанции.

Если в команде набралось слишком много участников, следует разделить ее на две группы поменьше. Игроков нужно периодически менять местами друг с другом. Если участвует нечетное количество детей, кому-то из меньшей команды придется бежать дважды.

Они могут делиться на произвольные и эстафеты со строгими правилами. По виду передвижения игроков эстафеты могут быть встречными, линейными, круговыми. Игроки могут выполнять задание по цепочке, шеренгами или колоннами. Также они делятся на коллективные и индивидуальные. В последних каждый участник выполняет нужное действие по очереди. В коллективных движение происходит группами и успех зависит от слаженности действий команды в целом.

Какими бывают эстафеты для детей

Вариантов веселых эстафет существует великое множество. Рассмотрим некоторые из них.

Встречная эстафета

Каждая из двух команд игроков делится пополам. Участники строятся лицом к лицу за размеченными линиями. Те, кто возглавляет противоположные команды на одной из сторон, получают эстафетные палочки или небольшие мячики. По сигналу они начинают обегать шеренгу игроков, передавая эстафету крайнему игроку своей команды, стоящему напротив. Затем - следующему и т. д. Окончанием эстафеты служит момент, когда обе команды займут место друг друга. Побеждает команда, оказавшаяся самой быстрой.

Круговая эстафета

Несколько команд (от трех до пяти) выстраиваются в виде лучей солнца или спиц колеса по кругу лицом в одну и ту же сторону. Крайние от центра колеса держат эстафетные палочки. По свистку они начинают бегать по кругу, передавая эстафету ожидающим их крайним игрокам своей команды, а сами становятся в свою шеренгу с другого края (в середину круга). При этом вся шеренга делает полшага наружу от центра. Заканчивает эстафету каждая команда в тот момент, когда начавший игру вновь окажется с внешнего края и поднимет эстафету вверх.

Большая эстафета

В ней участвуют три команды. В центре площадки ставится большой флаг, по четырем углам - флажки поменьше. Команды выстраиваются в колонны рядом с линией старта. По свистку игрок обегает каждый из четырех флажков и снова бежит на старт. Побеждает команда, чей завершающий раньше всех обежит флажки. Затем он направляется к центральному флажку и стучит по нему эстафетной палочкой.

Эстафета с мячом

Две параллельные колонны игроков, стоящих в одном-двух шагах друг от друга, передают из рук в руки мяч определенным образом от начала к концу и обратно. Таких повторений происходит несколько. Выигрывает команда, раньше другой закончившая передачу.

Поезд

Колонны игроков также строятся параллельно друг другу, метрах в 10 от них ставятся стойки. По команде первые игроки бегут к стойкам, огибают их, возвращаются к старту и бегут мимо своей команды. Обогнув колонну сзади, они возвращаются к стойкам, но на уровне стартовой черты их обхватывают за пояса вторые игроки, на следующем витке к ним присоединяются третьи и т. д. То есть вся группа - поезд с вагончиками. Побеждает команда, последний вагончик которой раньше других пересечет стартовую линию.

В программу летних Олимпийских игр включен единственный командный легкоатлетический вид состязаний – эстафетный бег. Суть его заключается в передаче во время движения эстафетной палочки от одного спортсмена другому. Побеждает команда, сумевшая первой перейти финишную черту, не нарушив правила.

Эстафетные состязания часто организуются на городских стадионах, школьных спортивных площадках. Командные забеги могут быть приурочены к праздникам или общественно-политическим событиям. Иногда между собой соревнуются команды различных образовательных учреждений или предприятий.

Традиционным снарядом для эстафетного бега принято считать эстафетную палочку. Ее изготавливают из алюминия и покрывают краской яркого цвета, например, желтого или красного. Но в Японии существуют соревнования на марафонской дистанции с передачей товарищам по команде ленты, которую бегун надевает через плечо. Такое состязание носит название экиден. Во время движения передающий эстафету должен снять с себя ленту и успеть отдать ее следующему спортсмену.

Программа забегов

Основными эстафетными дистанциями для спортивных состязаний являются забеги 4х100 и 4х400. Расшифровывается это таким образом. Для дисциплины 4х100 – команда из 4-х человек с помощью передачи палочки должна преодолеть 400 м. Во втором случае, соответственно, общая дистанция для команды такого же будет равна 1600 м.

Существует также вид эстафет, называемый шведским или смешанным, в котором каждый последующий этап короче предыдущего или, наоборот, длиннее. Таким образом, проводятся соревнования 800−600−400−200; 400−300−200−100; 400−800−1200−1600.

Способы передачи палочки

Можно выделить несколько техник передачи эстафеты:

Например, сборная России использует первый способ, а команда США отдает предпочтение второму. При этом передача сверху вниз считается более рискованной, потому что палочка может выпасть из рук.

Также техника передачи может осуществляться с перекладыванием палочки из левой руки в правую и без перекладывания.

Во время состязаний важна внимательность, согласованность действий и умение бежать в ногу с товарищем. Без этого четкая и быстрая передача снаряда невозможна. Поэтому тренер должен уделять внимание не только выработке навыков передачи эстафеты, но и поддерживать коллективный дух.

Правила и нюансы

  1. Передача эстафетной палочки должна осуществляться не в любом месте, а только в определенных коридорах.
  2. Финишем считается момент пересечения черты туловищем бегуна.
  3. Во время движения нельзя мешать участникам другой команды совершать маневры. Любое намеренное действие, направленное против соперников, грозит штрафом.
  4. Старт участников совершается одновременно по команде «Марш».
  5. Правила для разных дистанций отличаются. В стометровых эстафетный бег участники перемещаются каждый по своему кругу. Для разгона участникам второго, третьего и четвертого этапов предоставляется дополнительный коридор в 10 м. Для забегов в 400 м такой возможности не дается. Спортсмены стартуют одновременно в коридоре длиной 20 м.
  6. Бегун должен с помощью голосовой команды сообщить следующему участнику о готовности передать эстафетную палочку примерно за 2 беговых шага.
  7. Передавший эстафету спортсмен покидает стадион только после того, как мимо него пробегут участники всех команд.
  8. Для передачи палочки передающий и получающий эстафету бегут некоторое время в ногу. При этом второй участник должен выбрать такой темп, чтобы бежать не слишком быстро, иначе он перегонит товарища до передачи снаряда, и не слишком медленно, чтобы палочка не выпала.
  9. Если спортсмен уронил эстафетную палочку на пол, он и только он может поднять ее и продолжить движение.
  10. Нельзя переходить на чужие дорожки – это грозит команде дисквалификацией.

Эстафетный бег может быть не засчитан, если нарушены следующие правила:

За эстафетными соревнованиями интересно наблюдать, и не менее увлекательно в них участвовать. К слову, эстафеты существуют не только в беге, но еще в таких видах спорта, как биатлон, плавание, конькобежный спорт.

Страница 27 из 29


Техника эстафетного бега

Эстафетный бег пользуется большой популярностью у зрителей. В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега:

– эстафетный бег, проводимый на стадионе. Сюда относятся: 4х100 м, 4х400 м – это класс-сические виды;

эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов, а также «шведские» эста-феты, например: 800 + 400 + 200 + 100 м (или в обратном порядке);

эстафеты, проводимые вне стадиона, например, на улицах городов. Они отличаются разной длиной и количеством этапов, участниками (могут бежать только мужчины, или смешанные, где бегут и мужчины, и женщины).

Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка – все это является основными критериями для создания хорошей эстафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенностью техники эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты.

Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются:

показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях;

надежность передачи эстафетной палочки;

согласованность действий партнеров команды;

целостность единого коллектива.

В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4?100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки.

С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на I этапе 110 м,
на II –130 м, на III – 130 м, на IV – 120 м. Поэтому при расстановке участников команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности.

В эстафетном беге 4 ? 400 м и во всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и поэтому не дается дополнительного разбега.

Эстафетный бег может осуществляться: 1) без перекладывания эстафетной палочки; 2) с пере-кладыванием эстафетной палочки. Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где передача происходит на высоких скоростях, второй способ используется во всех остальных эстафетах.

Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь чувство пространства, чтобы при приеме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег (в момент пересечения передающим бегуном контрольной отметки), а также чувство скорости, чтобы при передаче эстафеты поддерживать максимально доступную скорость в зоне передачи, а при приеме стабильно и максимально быстро наращивать скорость бега к 15-метровой отметке зоны передачи.

Критерием эффективности техники передачи эстафетной палочки является время ее нахождения в коридоре. Для спринтеров высокого класса этот показатель составляет в среднем 1,80–1,90 с у мужчин и 2,05–2,15 с у женщин. Наибольшую скорость бега спортсмены достигают на 15–16-м метре зоны передачи. При нерациональной технике передачи эстафетной палочки потери времени на этапе составляют в среднем 0,1–0,3 с.

Рассмотрим технику эстафетного бега 4 ? 100 м. На I этапе бегун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии (рис. 34).

Рис. 34. Держание эстафетной палочки при низком старте

Для того, чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Бег по дистанции осуществляется с максимальной скоростью. Сложность заключается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости.

Существуют два способа передачи эстафетной палочки: снизу–вверх и сверху–вниз. При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отводится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ладонь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу–вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 35).


Рис. 35. Передача эстафетной палочки снизу

При втором способе рука отводится также назад чуть в сторону, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху–вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть (рис. 36).


Рис. 36. Передача эстафетной палочки сверху

Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольной отметки, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и будет осуществлять передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу, как можно ближе к бровке, и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. Передача эстафетной палочки осуществляется вышеописанными способами.

В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу (рис. 37).


Рис. 37. Бег в зоне передачи эстафеты

При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого старта, или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опустив голову, смотрит назад под неопорной рукой (рис. 38).


Рис. 38. Положение бегунов, принимающих эстафету на старте

Очень важный элемент техники в момент передачи – бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти оптимальную «фору» для начала бега, т. е. начинать бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи.

В других видах эстафет, но со скоростью передачи эстафетной палочки меньшей, чем максимальная, применяют такие же способы передачи, но бегун, принявший эстафетную палочку, может переложить ее в удобную для себя руку при беге на дистанции. Чем меньше скорость осуществляемой передачи, тем хуже подготовка спортсмена. Основная задача при передаче эстафетной палочки – как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче.

Расстояние между бегунами в момент передачи равняется сумме длин отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна (рис. 39). Такое расстояние может быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. Если расстояние сокращается, то возможен обгон принимающего бегуна передающим, и наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.


Рис. 39. Расстояние между бегунами в момент передачи эстафеты



Оглавление
Основы легкой атлетики как вида спорта
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта
Место и значение легкой атлетики в системе физической культуры
Задачи и содержание курса «Легкая атлетика»

История эстафетного бега

Эстафета - название, заимствованное из итальянского языка, где слово «staffa » означает «стремя». Легко понять, что в прежние времена, чтобы самым быстрым способом доставлять донесения, гонцам приходилось менять лошадей, перескакивая из «стремени в стремя», - это позволяло сохранить максимальную скорость передвижения.

Эстафетный бег как легкоатлетическое соревнование начал культивироваться в XIX в. Впервые эстафетный бег был включен в программу Игр IV Олимпиады (Лондон, 1908 г.). На этих соревнованиях эстафетный бег включал различные дистанции - 200+200+400+800 м. На следующих Олимпийских играх (Стокгольм, 1912 г.) спортсмены разыгрывали медали уже в двух классических эстафетах - 4x100 и 4x400 м. Победителями стали, соответственно, команды Великобритании (42,4 с) и США (3.16,6 с). В дальнейшем золотые награды в эстафетном беге на Олимпийских играх обычно завоевывали американские спортсмены. Успешно выступали в эстафете и советские бегуны. На Олимпийских играх 1952, 1956, 1960 и 1972 гг. они были серебряными призерами в эстафете 4x100 м, на Московской Олимпиаде (1980 г.) - победителями в обеих эстафетах, а в Сеуле (1988 г.) стали чемпионами в эстафете 4 х 100 м. В последние годы традиции утеряны, и наши спортсмены не добиваются значительных побед.

Эстафетный бег 4x100 м для женщин впервые был проведен на Олимпийских играх 1928 г., а 4x400 м стал включаться в программы крупнейших соревнований с 1969 г. Наши бегуньи в эстафетном беге 4x100 м неоднократно становились призерами чемпионатов мира и Олимпийских игр. В 1993 г. сборная команда России на чемпионате мира в Штутгарте (Германия) заняла первое место, а на Олимпийских играх в Пекине (2008 г.) наши девушки сенсационно завоевали золотые медали (42,31 с).

Еще более успешно наши легкоатлетки выступают в эстафете 4x400 м, которая впервые была проведена на Олимпийских играх 1972 г. Советские спортсменки побеждали в этой дистанции эстафетного бега на Играх 1980 и 1988 гг. и чемпионате мира 1991 г., а российские бегуньи выиграли чемпионат мира 1999 и 2005 гг. Установленный нашими спортсменками на этой дистанции мировой рекорд (3.15,17 с, Сеул) остается непревзойденным уже более 25 лет.

На Олимпийских играх в Лондоне (2012 г.) у мужчин в эстафете 4x100 м с новым мировым рекордом (36,84 с) победила команда бегунов из Ямайки. В мужской и женской эстафете 4x400 м первыми были представители США. Наша женская команда стала второй, а мужская - пятой.

Техника эстафетного бега

Техника эстафетного бега: А - держание эстафетной палочки на старте; Б - стартовые положения бегунов, принимающих эстафету; В - момент передачи эстафеты; Г - передача эстафетной палочки: 1) прием эстафеты «сверху-вниз»; 2) прием эстафеты «снизу-вверх»

Эстафетный бег является командным видом , в котором каждый участник пробегает отведенный ему этап, а результат и место команды определяются по времени, показанному всеми участниками. В эстафетном беге победа в соревновании зависит от умения каждого из участников команды сочетать высокую скорость бега и передачу эстафетной палочки с наименьшими затратами времени. Классические эстафеты - 4х100м и 4х 400 м -проводятся на беговой дорожке как для мужчин, так и для женщин. На этих дистанциях разыгрываются олимпийские медали и регистрируются мировые рекорды. Наряду с эстафетным бегом по дорожке стадиона эстафетные соревнования проводятся по улицам города с этапами разной длины.

Наиболее сложная по технике является передача палочки в эстафетном беге 4x100 м, где спортсмены бегут по своим дорожкам с максимальной скоростью. Так как все участники команды, кроме первого, начинают пробегание своих этапов с хода, а расстояние между бегунами во время передачи составляет 1-1,3 м (за счет длины отведенной назад руки бегуна, принимающего палочку, и длины вытянутой вперед руки передающего ее), то результат команды лучше суммы личных результатов членов команды в беге на 100 м со старта. Чем больше эта разница, тем выше техника передачи. Передача эстафеты при беге на другие дистанции не представляет трудностей, т.к. принимается на невысокой скорости или даже с места.

Для передачи эстафеты установлена 20-метровая зона (зона передачи). Принимающий эстафету имеет право начинать разбег за 10 м до начала этой зоны (зона разгона), что позволяет достигнуть более высокой скорости. Существует два варианта несения палочки: а) с перекладыванием - в этом случае участники на всех этапах передают палочку из правой руки в левую, а во время бега на этапе сразу перекладывают ее из одной руки в другую; б) без перекладывания - когда бегун несет и передает эстафету той рукой, в которую получил палочку. Наиболее совершенным и эффективным в эстафете 4 х 100 м считается следующий способ несения палочки: спортсмен, бегущий на первом этапе, держит палочку в правой- руке и передает второму бегуну в левую руку; второй бегун передает третьему из левой в правую, и, наконец, третий - четвертому опять из правой в левую. Таким образом, на вираже (1 и 3 этапы) спортсмену целесообразнее бежать ближе к внутренней части и нести палочку в правой руке, а по прямой (2 и 4 этапы) держать палочку в левой руке и при беге в зоне передачи придерживаться наружного края дорожки, чтобы дать место бегущему ближе к бровке передающему.

Независимо от варианта несения палочки существуют два способа передачи эстафеты: а) «сверху-вниз», когда поверхность ладони принимающего направлена вверх; б) «снизу-вверх», когда указательный палец принимающей руки направлен вниз. Первый способ более быстрый, но менее надежный. Он позволяет сразу ухватить палочку за край и не передвигать ее во время бега, но в процессе передачи легко потерять палочку. Второй способ передачи позволяет надежно взять палочку за середину, но к концу этапа возникает необходимость передвигать пальцами палочку немного вперед для лучшей последующей передачи.

Таким образом, в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать метод передачи «снизу-вверх». Кроме того, такая техника передачи является более естественной, так как движение руки снизу-вверх не нарушает бегового ритма.

Чтобы передать эстафету в зоне передачи на максимальной скорости, важно точно, еще в ходе занятий, рассчитать момент начала бега принимающего, т.е. найти то расстояние (гандикап), на которое принимающий подпустит к себе передающего, прежде чем начнет стартовое ускорение. Это расстояние подбирается для каждой пары бегунов смежных этапов путем многократных пробежек и в зависимости от соотношения скорости принимающего и передающего может быть от 6 до 11 м, для чего на дорожке делается хорошо видимая контрольная отметка.

Участник первого этапа начинает бег с низкого старта и держит палочку в правой руке, сжимая ее двумя или тремя пальцами. Бегуны остальных этапов становятся в начале зоны разгона в положение высокого старта с опорой на руку, при этом голова и туловище разворачиваются в сторону, чтобы хорошо была видна контрольная отметка начала бега.

Когда передающий эстафету наступает на контрольную отметку, принимающий сразу начинает стартовое ускорение по соответствующей стороне своей дорожки, стараясь развить возможно большую скорость. Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы передающий смог догнать принимающего точно у места предполагаемой передачи палочки за 3-4 м до конца зоны передачи. Как только бегун приблизится к принимающему на расстояние вытянутой руки, он дает команду: «Хоп!» По этой команде принимающий, не оглядываясь, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, быстро вытягивает назад руку с открытой ладонью и отведенным, в сторону бедра большим пальцем. Передающему необходимо, увидев вытянутую руку партнера и сделав беговой шаг, стараться точно вложить в его ладонь эстафетную палочку. Кроме того, спортсмен, передав палочку, должен продолжать бежать по своей дорожке и, согласно правилам соревнования, покидать ее только тогда, когда все команды завершат передачу палочки.

Ошибка, часто встречающаяся у принимающего, - поиск палочки рукой. Следует по команде передающего вытянуть руку назад и держать ее четко, без каких-либо движений.

Слаженность передачи палочки на максимальной скорости играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов в эстафетном беге. Поэтому при целенаправленной подготовке спринтеров в этой дисциплине легкой атлетики важнейшее место отводится совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, обеспечивающих надежность выступлений.

При идеальной передаче участники эстафеты бегут в ногу с одинаковой скоростью, не нарушая ритма движений рук, т.е. не делая ни одного шага с вытянутой рукой. При передаче принимающий должен четко фиксировать свою кисть сзади туловища, а передающий - точно вложить эстафетную палочку в раскрытую ладонь принимающего.

Для определения технического мастерства спортсменов, как при выполнении отдельных передач, так и в эстафетном беге в целом, существует критерий оценки, присущий только этому виду беговой программы. Большинство специалистов сходятся во мнениях о двух способах оценки технического мастерства.

Первый способ характеризуется тем, что от суммы времени бега на 100 м всех участников эстафетной команды на данных соревнованиях вычитается результат, показанный в беге 4x100 м. Большинство специалистов сходится во мнении, что при эффективной технике передачи результат в эстафетном беге может быть на 2,50-2,70 с лучше, чем сумма результатов в беге на 100 м, показанных каждым из участников эстафеты.

Второй способ оценки технического мастерства в эстафетном беге предполагает учет времени нахождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне, что показывает эффективность взаимодействия бегунов при передаче. Критерием высокой оценки здесь является время, когда палочка находилась от начала ее «входа» с бегуном, передающим эстафету, до «выхода» с принимающим, равное 1,80-1,90 с у мужчин и 1,90-2,00 с у женщин.

Известно, что в 30-метровой зоне разбега и передачи эстафеты ни один бегун не может развить своей максимальной скорости. Она достигается на более дальних отметках - 40-50 и даже 60-70 м. К тому же скорость бегуна, передающего эстафету, к концу дистанции заметно снижается. И это соотношение скоростей должно быть в первую очередь учтено при подборе пары спортсменов на смежных этапах. Кроме того, с учетом зон разбега (10 м) и передачи (20 м) спортсмены максимально пробегают на первом этапе 110, на втором и третьем - 130, на четвертом - 120 м. Поэтому при расстановке участников эстафетной команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности (время двигательной реакции, способность к максимальному ускорению, уровень максимальной скорости, специальной выносливости, умение бежать по повороту и т.д.).

Последовательность решения задач при обучении технике эстафетного бега и их методическую направленность

Задача 1. Ознакомить с эстафетным бегом и создать у занимающихся представление о технике передачи эстафеты

Задача 2. Научить технике передачи и приема эстафетной палочки на месте и на малой скорости

Применяемые средства

Методические указания

а) Передача эстафетной палочки правой и левой рукой на месте по сигналу преподавателя

Группу построить в две шеренги (расстояние между шеренгами 1,5 м). Передающий палочку смещен на полшага в противоположную сторону от руки, держащей эстафету.

По команде преподавателя занимающиеся меняются ролями, поворачиваясь кругом

б) То же, но по сигналу передающего

Выполнять в парах, меняться после каждой передачи (передающий выходит вперед). Следить за тем, чтобы принимающий не поворачивал голову для контроля за положением руки и не двигал ею во время передачи

в) То же, с предварительной имитацией движений рук при беге

Движения рук выполняются свободно с большой амплитудой, передачу производить по команде передающего. Следить затем, чтобы вынос руки с эстафетой производился после команды «Хоп!», а не одновременно

г) Передача палочки в ходьбе и медленном беге по сигналу преподавателя

Выполнять в парах, меняться после каждого выполнения (передающий обгоняет принимающего). Обращать внимание на то, чтобы передающий был смещен в сторону по отношению к принимающему

д) Передача палочки в медленном беге в колонне по одному по сигналу передающего

Последний обгоняет колонну и становится направляющим. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между занимающимися

Задача 3. Научить технике старта бегуна, принимающего эстафету

Применяемые средства

Методические указания

а) Рассказ о технике старта с опорой на одну руку и ее демонстрация

Использовать плакаты, фотографии, кинограммы, видеопоказ. Акцентировать внимание на положение головы стартующего

б) Старт из положения с опорой на одну руку на прямой

Стартующие, повернув голову назад, следят за преподавателем, который, находясь на расстоянии 7-10 м сзади стартующих, дает сигнал к началу бега флажком

в) То же, на повороте перед выходом на прямую и при входе в поворот

Стартующие занимают положение старта ближе к внешнему краю дорожки.

Обращать внимание на быстрое наращивание скорости, работу рук и положение туловища

г) Старт по отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки

Выполнять в парах, бежать не в полную силу, не оглядываясь

Задача 4. Научить передаче эстафетной палочки на максимальной скорости

Применяемые средства

Методические указания

а) Определение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах

Это расстояние для каждой пары индивидуально и уточняется путем многократных пробежек

б) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости без учета зоны передачи

Обращать внимание на совпадение скоростей партнеров,согласованность в передаче и приеме

в) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи

Делать индивидуальную коррекцию в зависимости от места передачи палочки. Эстафету стараться передавать за 3-4 м до конца зоны передачи, не снижая скорости

г) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи и степени утомления передающего

Передающий пробегает полностью свой этап, а принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу

Задача 5. Научить технике эстафетного бега в целом

Применяемые средства

Методические указания

а) Расстановка бегунов по этапам эстафеты 4 х 100 м с учетом их индивидуальных качеств

При составлении команды следует учесть, что максимально бегун на первом этапе пробегает 110 м, на втором и третьем - 130 м и на четвертом -120 м. На I этап следует поставить бегуна, хорошо владеющего техникой низкого старта и умеющего быстро бежать по повороту, на II и III - наиболее выносливых, а на последний -самого быстрого в беге на 100 м с ходу

б) Передача эстафеты каждой парой бегунов на максимальной скорости в своей зоне

Фиксируется время «нахождения» палочки в зоне передачи

в) Уточнение расстояния до контрольной отметки с учетом внешних условий

Делать поправки нахождения контрольной отметки в зависимости от состояния дорожки, встречного и попутного ветра

г) Командный бег «на результат»

Обращать внимание на синхронность передачи палочки в конце зоны передачи

Требования по технике выполнения легкоатлетических видов (двигательные установки)

Уметь правильно держать и передавать (снизу и сверху) эстафетную палочку на месте и в движении.

  1. Уметь выполнять старт с опорой на одну руку и стартовый разгон при входе в поворот и выходе на прямую.
  2. Уметь передавать эстафету в последней трети 20-метровой зоны точно и согласованно на максимальной скорости бега (без поворота головы в момент передачи).
  3. Уметь определять контрольную отметку, а принимающему начинать бег в момент достижения передающим контрольной отметки. Передача эстафетной палочки должна происходить без потери скорости.

Упражнения для самостоятельного овладения рациональной техники

  1. Стоя на расстоянии 1,5 м один от другого (правая рука передающего напротив левой принимающего) передача эстафетной палочки снизу и сверху без команды.
  2. То же, но движение рук как при беге. Палочка передается по команде стоящего сзади спортсмена из правой руки в левую, затем из левой в правую. Темп постепенно увеличивается.
  3. Передача и прием эстафетной палочки во время ходьбы и в медленном беге. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между спортсменами.
  4. Старт из положения с опорой на одну руку на прямой, то же перед выходом на прямую и входом в поворот. Старты в момент достижения передающим контрольной отметки.
  5. Передача и прием эстафетной палочки в беге с максимальной скоростью, то же в зоне передачи. Принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу.
  6. Уточнение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах.
  7. Передача и прием эстафетной палочки на одном из этапов эстафетного бега по всем правилам на максимальной скорости. То же на остальных этапах.

Типичные ошибки, возникающие при обучении легкоатлетическим упражнениям, и способы их исправления

Ошибки

Способ устранения

1. Услышав команду, принимающий поворачивает голову для контроля за приемом эстафеты

Смотреть только вперед, проимитировать движения принимающего под контролем товарища

2. Передающий бежит с палочкой в вытянутой руке

Вытягивать руку только после того, как есть убежденность в готовности принимающего принять эстафету. Команду «Хоп» подавать при приближении на 1-1,3 м

3. Принимающий эстафету не фиксирует опущенную для приема руку, а передающий неточно вкладывает палочку в руку партнера

Зафиксировать руку в плечевом суставе. Улучшить зрительный контроль за передачей эстафеты.

Имитировать передачу на месте или в медленном беге

4. Во время передачи спортсмен выбежал на другую дорожку

Проводить больше тренировок в условиях стадиона, по стандартным разметкам «коридора»

5. К моменту передачи эстафеты занимающиеся бегут не в ногу

Уточнить контрольную отметку, сделать несколько пробежек в парах без эстафетной палочки