В далекие времена, когда человек только приручал лошадь, он не пользовался никакими подручными средствами, кроме узды. Времена менялись, навыки совершенствовались, и постепенно арсенал приспособлений для верховой езды значительно обогатился. Каталог снаряжения современного жокея привел бы в неописуемый восторг любого доисторического всадника. Лошадь, как и человек, может похвастаться большим гардеробом. Только амуниция для лошадей более функциональна, нежели у людей, и каждый предмет имеет сугубо утилитарное значение.

Уздечка, мартингал, седло, попона, разнообразные аксессуары – за этими экзотическими названиями стоят вполне знакомые каждому с детства изделия. Всю амуницию условно разделяется на 3 группы: защитные приспособления, устройства для управления и снаряжение, гарантирующее комфортное положение наездника в седле.

Снаряжение для скакунов обладает мощной базой всевозможных деталей. На первый взгляд для обычного променада хватит качественной уздечки и удобного седла. И все же, это занятие напрямую сопряжено с риском получить травмы, поэтому очень важно максимально обезопасить себя и продумать все до мелочей.

В современном коневодстве выделяют «доспехи» для тренинга, дорожную и предохранительную амуницию. Необходимо осознавать, что, например, оснащение для обучения используется только на прекрасно объезженной и спокойной лошади, а остальные вспомогательные средства заточены на то, чтобы корректировать нрав животного.

Снаряжение для управления лошадью

Наиболее важные компоненты для координации действий лошади — уздечка и удила. Это тот фундамент, с помощью которого всадник осуществляет основные команды, показывает курс и порой даже усмиряет строптивое четвероногое. В комбинации с шенкелем, голосовыми сигналами, изменениями позиции корпуса, они и являются тем самым рычагом, способным подчинить себе непокорное животное.

Уздечка и удила — важнейшая составляющая амуниции

Удила

Для управления наездник использует физиологические особенности конской челюсти. Для его десны характерны прорехи, не заполненные зубами, именно туда и помещаются удила. Они сконструированы из 2 металлических колец и грызла, за счет которых происходит управление передней частью животного, позволяющее замедлять движение или давать команду полной остановки. Грызло оказывает давление на язык, губы и всю челюсть в целом.

Производят удила преимущественно из железа, меди, стали, и других металлов. Удила, выполненные из металла, называют трензелем. Он крепится к узде и ремням за кольца и дифференцируется между собой по расстоянию между кольцами: от 12 до 14 см.

Не так давно наметилась тенденция использовать резиновые удила, которые являются более щадящими и отлично подходят для лошадей с чувствительными зубами.

Очень важно, чтобы удила подходили по размеру, и животное безропотно на них реагировало, особенно на вкус. Лошадь должна их жевать с наслаждением. Во время этого процесса возникает нервный импульс, переходящий в язычно-грудинную мышцу и способствующий ее расслаблению.

Трензель желательно выбирать индивидуально под лошадь, поскольку он бывает различной формы и строгости. Не следует его покупать только из-за внешних характеристик. Этот предмет помещается в рот лошади, и в случае несоответствия может причинять животному не только дискомфорт, но и сильную боль. Лучшим вариантом будет максимально мягкий трензель: чем тоньше грызло, тем строже должен быть трензель.

Уздечка

На практике используются уздечки с самым разнообразным целевым назначением. Но основная функция кожаных ремней, составляющих ее основу — придерживать удила. Главные ее компоненты — удила и повод, дают наезднику возможность осуществлять передачу сигналов скакуну.

Основные разновидности уздечек :

Вид Особенности устройства Область применения
Трензельная уздечка В этой разновидности переносной ремень можно не использовать, а вот применение трензеля – обязательно. Используется всех типах верховой езды, но особенной популярностью пользуется во время тренировки лошадей. Причем она подходит для любого этапа – как для начального, так и завершающего.
Мундштучное оголовье Дает возможность пользоваться двумя видами удил и поводьев, что позволяет давать животному более четкие команды. Выездка.
Для пробегов Комбинация стандартной узды и недоуздка. Повод и нащечные ремни легко отстегиваются. В случае необходимости есть возможность пристегнуть повод к переносному ремню, что значительно упрощает процесс езды и избавляет животного от чрезмерного давления. Долгосрочные походы.
Хакамора Оголовье без удил, не предполагает использование железа. Это устройство надевается на ямку на подбородке, переносицу и затылок. Его преимущество в том, что оно не воздействует на рот животного. Заездка молодых скакунов, тренинг, длительные верховые работы. Активно используется в ситуациях, когда животное имеет травму ротовой полости.

Как правильно надеть уздечку

Надевать следует с левой стороны животного:

  • расстегните ремни;
  • успокойте животное и возьмите уздечку в левую руку, а повод в правую;
  • в правую руку следует поместить нос лошади, повод при этом расположить на шее;
  • с помощью левой руки плотно приложить к губам железо, мягко и аккуратно стараясь поместить его в рот. В качестве компенсации за причиненные неудобства можно угостить животное кусочком сахара;
  • поднимите уздечку вверх правой рукой и наденьте затылочный ремень;
  • застегните подбородный ремень, оставляя пространство между ремнем и головой животного;
  • застегните капсюль.

Недоуздок

Он выглядит как уздечка без удил. Используется недоуздок преимущественно для вывода животных из загона и седловки, также с его помощью удобно держать лошадь на привязи. Во время этих манипуляций в конюшнях к нему крепятся ремни - так называемые развязки, которые помогают зафиксировать скакуна в ровной позиции. Он располагается на голове животного и применяется в комбинации с чумбуром.

Производят их из кожи или плотной тесемки. Существует и отдельная разновидность, сконструированная специально для праздничных демонстраций. Она отличается яркой окраской, применением декоративных материалов и использованием всевозможных украшений.

Поводья

Повод представляет собой кожаный ремень, пристегнутый к кольцам удил и дающий возможность контактировать наезднику с лошадиным ртом. Он предназначен для координации передней части корпуса животного и является одним из главных средств для управления скакуном. С его помощью можно задать направление движения, остановить лошадь или заставить сбавить темп. Также он позволяет регулировать положение головы и шеи животного.

Поводья — главное средство управления лошадью

Мартингал

Чтобы не позволить скакуну высоко запрокидывать голову, был сконструирован мартингал. Эти дополнительные поводья являются очень важной деталью, поскольку лошадь затылком может нанести ущерб здоровью наездника и травмировать его. Одной стороной он фиксируется к подпруге, а в области грудной клетки расходится на 2 ремня с кольцами, через которые продевается повод. Эта конструкция позволяет фиксировать голову животного в необходимой позиции.

Шамбон

Это продолговатый ремень из разновидностей развязок, который фиксируется на голову коня с целью закрепить нужную позицию головы во время тренировки. Он пристегивается к подпруге и трензелю, проходя под ремнем, расположенным в области щек.

Он не сдерживает вытяжение шеи, в отличие от мартингала, а всего лишь дает возможность убрать чрезмерную нагрузку с поверхности спины животного. Главная сфера его использования — выездка лошадей.

Шамбон позволяет снизить нагрузку на лошадь

Седло

Это приспособление предохраняет спину коня. Уровень комфорта наездника находится на втором месте по значимости. Удивительно, но без использования седла на корпус лошади приходится большее давление, нежели с его применением. Седло позволяет равномерно распределить вес тела по всему корпусу животного. Выбор подходящего седла – важнейший момент при обучении верховой езде. Во время его подгонки следует брать во внимание длину ленчика, высоту холки, и множество других составляющих. Этим объясняется тот факт, что обычно седло делают по индивидуальному заказу.

Одни из самых распространенных типов седел – это:

  • английского типа;
  • азиатского типа;
  • типа вестерн;
  • испанского типа;

Выбор седла зависит, прежде всего, от тех задач, которые вы ставите перед лошадью. Преодоление препятствий, выездка, обычная прогулка – для каждого из этих мероприятий необходимо специальное седло. Выездковое, для конкура или других событий – вариантов существует множество. Следует избегать универсальных и многофункциональных седел – одно седло должно подходить только для одной конкретной цели. Немаловажным моментом является выбор фирмы производителя. Если финансовая ситуация позволяет приобрести качественное седло, обратите внимание на такие фирмы как Hermes, Prestige и Stubben.

Как правило, оно продается без необходимых аксессуаров, поэтому необходимо докупить путлища по длине ног наездника, стремена по размеру стопы и подпругу по объему лошадиной груди. Желательно чтобы стремена были достаточно увесистыми – этот нюанс значительно облегчит верховую езду.

Цены на специальные седла для лошадей

Седло специальное для лошади

Стремена

Они являются составной частью седла и предназначены для фиксации ног наездника, а также сохранения баланса во время езды. Первоначально они выглядели как петли, но были очень некомфортны и опасны. В наши дни их форма может быть самой разнообразной, но главное целевое назначение остается прежним: предоставить упор для ноги.

Хлыст

Второе название этого предмета — стек. Он относится к вспомогательным элементам управления скакуном. Его основная функция заключается в форсировании команды наездника. В официальном конном спорте их применение строго ограничено, иногда даже находится под запретом. Его длина варьируется от 75 до 125 см. Удары позволяется делать только еле ощутимыми похлопываниями.

В целях уменьшения силы воздействия, на его кончике крепится специальная хлопушка. Держать необходимо в правой руке, а находясь верхом на лошади, следует опускать его вертикально.

Цены на товары для конного спорта

Бич

Эта продолговатая плетка, достигающая в длину до 2 м, была задумана в целях «воспитательных» работ, проводимых с лошадью, находящейся в манеже. Она представляет собой деревянную ручку и тетиву, сплетенную из тончайших ремешочков. Как правило, на ее конце делают особый узелок, который издает звук, похожий на щелчок. Он не был придуман с целью избиения животного. Его основная и единственная функция — задать направление.

Зачастую его используют для коррекции поведения строптивых и ленивых скакунов.

Шпоры

Одно из важнейших средств управления верховой лошадью, в которые наездник помещает свои ноги.

Они различаются по длине и конструкции, с их помощью всадник воздействует на бока животного. В наши дни не разрешено применять шпоры, оснащенные колесиком, поскольку ими очень легко травмировать корпус животного.

Защитное снаряжение

Чтобы животное ощущало себя комфортно в любое время года и не подвергалась переохлаждениям, была разработана специальная амуниция. Помимо защиты от погодных условий, она используется с целью предотвращения травм и растяжений.

Попона

Универсальное изобретение, которое дает животному ощущение теплоты и сухости. Активно применяется во время транспортировки лошадей, в конюшне спасает от резкого перепада температур. В основном она производится из согревающей шерстяной ткани. На теле скакуна она фиксируется при помощи застежек.

По своей сути попона представляет собой специальное защитное покрывало, которое используется для обогрева. Поскольку постоянные уходовые процедуры и регулярное мытье снижают у лошади слой защитного жира, она нуждается в дополнительной защите. Любая разновидность попоны производится с учетом особенностей климата и физиологических характеристик скакуна. Разнообразие этих покрывал сравнимо с количеством платьев в шкафу у модницы. Рекомендуется приобрести несколько видов попон на все случаю жизни. Акцент стоит сделать на трех базовых разновидностях: зимний вариант, део-модификация для абсорбции пота и «домашняя» версия для конюшни.

Левадная . Эта разновидность используется в ситуациях, когда необходимо обеспечить лошади сухой режим. Производится из уплотненного синтетического материала, который предотвращает проникновение воздуха и сырости. С другой стороны, эта ткань, благодаря специально разработанной структуре, дает возможность влаге, образовывающейся на поверхности тела животного, выходить наружу, не создавая условий для перегрева.

Ночная . Изготавливается из надежных, прочных тканей со специфической подкладкой. В последнее время популярность набирают материалы, которые не требуют частой стирки. В осенний период она препятствуют образованию подшерстка, который обычно вырастает у животного на зиму. Это очень существенный момент, поскольку чересчур густая шерсть делает уход за животным достаточно проблематичным.

Новозеландская левадная . Относится к отряду тяжеловесных накидок. Производится на основе брезента, а свое название получила благодаря стране, в которой была разработана. Поскольку она довольно тяжелая, для ее фиксации используются специальные ремни.

Ваг и Гладиатор . Сделаны на основе синтетики. Популярны благодаря специфическому покрою: помимо туловища они защищают и шею лошади.

Конюшенная . Разработана для животных, находящихся в денниках. Основная их функция состоит в защите шерсти лошадей от пыли и грязи.

Мелтон . Уютная «пелерина», сделанная из шерсти. Отлично аккумулирует тепло, но благодаря этому свойству имеет довольно тяжелый вес, да и очищать ее достаточно проблематично.

Кроме этих разновидностей бывают водонепроницаемые, специальные попоны от мух, встречаются даже защитные чехлы с отверстиями для глаз и ушей.

Бинты

Для защиты лошадиных конечностей применяют хлопчатобумажные бинты, предохраняющие их от растяжений. В холодное время года они хороши в качестве утепляющего средства.

Во время тренировок применяются трикотажные или креповые бинты, шириной около 8 см. Наматывать их необходимо очень бережно на специальные подкладки. Чтобы обеспечить свободный кровоток, очень важно не пережимать конечности. Также следует не допускать промежутков, в которые может попадать грязь.

Вальтрап

Второе его название – потник, представляет собой подстилку под седло, защищающее спину лошади от наминов.

Как сделать своими руками кордео для лошади

В наши дни это устройство достаточно популярно. Повсеместное использование кордео связано с набирающей обороты тенденцией естественного управления скакуном, которое не предполагает использование уздечки или других вспомогательных средств. Оно представляет собой веревку, которую надевают на лошадь и с ее помощью координируют движение животного.

Самостоятельно его смастерить довольно просто. Добротная бечевка или прочная тесьма, немного усердия — и устройство готово! Самое важное, чтобы оно было достаточно широким. Узкое кордео может время растяжения поранить кожу животного. Следует измерить ширину шеи животного в зоне грудной клетки и приступать к плетению. Можно использовать как технику жгута, так и косички. По окончанию работы следует обжечь концы и завязать на них узлы.

Видео — Как сделать кордео своими руками

Уходовые предметы

Чистоплотность и аккуратность шерсти лошади влияют на качество расширения пор и возможности эффективно выводить излишек тепла.

Когда скакун не занят тренировками, а мирно гуляет на пастбище, применяется ежедневная быстрая чистка. Эта манипуляция проходит при помощи щётки, которая удаляет следы грязи c поверхности тела лошади. Также ежедневно необходимо делать чистку и осмотр копыт.

Тщательная чистка применяется к животному, которое использовалось в рабочих целях. Для начала следует провести обычную чистку щеткой чтобы разогреть лошадь, а затем выполнить скрупулезное очищение, потратив не менее получаса на эту процедуру.

Основные принадлежности:

  • шершавая рукавица для удаления грязи;
  • скребок для очистки щетки;
  • щётка для влажной чистки;
  • губки для очищения слизистых оболочек;
  • щетка для придания блеска;
  • скребок для удаления лишней влаги с шерсти животного;
  • ведро;
  • небольшая кисть, с помощью которой наносят масло на копыта;
  • массажный скребок из резины;
  • крюк для удаления земли и мелких камней с копыт.

С каждым днем арсенал подручных средств пополняется, но перечисленная база остается неизменной.

Цены на щетки для чистки лошадей WAHL

Щетки для чистки лошадей от грязи WAHL

Основные правила пригонки седел

Манипуляции, которые следует произвести во время этого процесса, достаточно энергозатратны.


Видео — Как правильно седлать лошадь?

Амуниция для лошади насчитывает множество устройств и приспособлений. Существуют, например, даже гелевые амортизаторы для уменьшения силы воздействия наездника на круп животного. Лошадь – создание, требующее постоянного ухода и внимания. У заботливого хозяина она всегда будет выглядеть здоровой и ухоженной. А подручные средства защиты помогут в осуществлении этой задачи.

Сбруя лошадям необходима для того, чтобы наездники могли комфортно себя чувствовать сидя верхом. Нужна она также и для впрягания лошадей в сани или повозку. Несмотря на то что лошадиная упряжка продолжает оставаться неотъемлемой частью коневодства, многие не знают, как сделать ее, из чего упряжка состоит, как ее надевать на лошадь.

Сбруя лошадям необходима для того, чтобы наездники могли комфортно себя чувствовать сидя верхом.

Сбруя для лошадей — это снаряжение, которое состоит из следующих элементов:

  • седло;
  • сбруя;
  • хомут.

Каждый компонент конского снаряжения подбирается индивидуально для каждого животного исходя из его телосложения и габаритов. Скупиться на упряжь не принято. Конная упряжь делалась во все времена только под заказ. Учитывались такие параметры, как:

  • масть и порода лошади;
  • физические характеристики;
  • высота коня.

Часть конской сбруи или всю ее можно купить в специализированных магазинах.

Подбор по размеру трензеля и уздечки(видео)

Составляющие элементы

Сбруя состоит из таких элементов:

  • хомут;
  • дуга;
  • уздечка;
  • вожжи;
  • шлея;
  • подбрюшник.

Хомут — это часть упряжки, ее обязательная составляющая. Функционально отвечает за то, что передает тягловую силу на повозку, которую конь тянет. Хомут как часть упряжи нужно надевать так, чтобы животное могло дышать свободно, передвигаться, выполнять другие обязанности. В том случае, если хомут будет слишком длинным или широким, животное будет сильно страдать. На теле от такой упряжи появляются ссадины и раны.

Шлея — это часть сбруи, которая изготавливается из кожи исходя из индивидуальных показателей лошади. Для каждого коня существует свой размер, и прежде чем покупать снаряжение, необходимо его замерять, чтобы узда была подобрана правильно. Просто так купить шлею нельзя, она должна быть индивидуальной для каждого вида лошади. Шлея подбирается только в магазине, по интернету сделать это нельзя. Узда состоит из таких элементов, как удила, поводья и недоуздка.


Каждый компонент конского снаряжения подбирается индивидуально для каждого животного исходя из его телосложения и габаритов.

Часть упряжи, которая называется подбрюшником, является самой важной и помогает фиксировать снаряжение. Для этого используются оглобли, дуга крепится к ним с помощью хомута, и вся эта конструкция удерживается гужами. Дугу используют и для амортизации, чтобы смягчать движения лошади и транспорта во время езды. Важно, чтобы дуга была прочной и крепкой, не позволяла оглоблям кататься туда-сюда. Тогда эта часть сбруи будет выполнять свои функции и не станет стеснять движения животных.

Конструкция упряжи — основные и вспомогательные предметы. Запряжку можно проводить для одной лошади или двойки-тройки этих животных. В первом случае не применяется дуга, зато есть хомут, ременные горты, применяющиеся вместо гужей, оглобли. Хомут как часть сбруи оборудован гужевыми мочками, которые нужны для крепления постромков.


Пароконная упряжь состоит из других элементов: хомуты, которые можно заменить шорками, постромки, шлея, вожжи, уздечки, удила, ремни для груди. К дополнительным предметам, которые как часть упряжи, помогают защитить разные части тела лошади, относятся:

  1. Ногавки, предназначенные для того, чтобы защищать копыта и ноги лошади от различных повреждений. Существуют рабочие ногавки — для тренировок и соревнований, и транспортировочные — для перевозки лошади на различные расстояния.
  2. Попона. Выглядит как покрывало и предназначена, чтобы защищать животное. Сеточные виды попоны применяются, чтобы отгонять от лошади мух и других назойливых насекомых. Зимние виды — это неотъемлемая часть упряжи, поскольку помогают защитить коня от простуды. Поэтому попоны изготавливаются из теплых материалов. Это может быть флис, шесть или синтепон. Летний вариант подобных накидок делаются из хлопка. Существуют и большие попоны, которые имеют капоры, чтобы закрывать шею.
  3. Вальтрап. Чтобы седло не терло и не вредило лошади, была придумана эта конская упряжь, которая представляет из себя специальное покрывало под седло, чтобы спина не натиралась во время езды.
  4. Подпруга для лошади как элемент упряжи выглядит как широкий, довольно прочный ремень. Его функцией является удержание седла и наездника.
  5. Недоуздок — это уздечка без удил, которая помогает удерживать животное на привязи.
  6. Чумбур — это своеобразный конный аксессуар, часть сбруи, помогающая держать лошадь на привязи, когда на ней надет недоузок. Изготавливаются из тесьмы, цепи и веревки.
  7. Хакамора — это вид уздечки, которая не делается из железа. Для изготовления применяется кожа, которая обшивается мехом. Вспомогательным ремнем в сбруе является шпрунт, который имеет длину около 3 м. Один конец шпрунта крепится к подпруге, а второй — к уздечке, где есть пристяжной ремень. Нужен для того, чтобы лошадь не могла задирать голову, если управление становится невозможным.

Ремонт сбруи (видео)

Виды конского снаряжения

Названные выше элементы могут дополняться или убираться. Все зависит от того, какой вид сбруи нужно надеть на лошадь. В целом упряжка делится на 3 больших группы в зависимости от того, какие функции конь будет выполнять. Это могут быть транспортный, выездной или сельскохозяйственный виды сбруи, которые, в свою очередь, делятся на несколько категорий:

  1. Одноконная, которая надевается на коня с помощью дуги или без нее. Применяется только для одной лошади. Дуговая упряжь будет состоять из дуги, хомута, гужьи и других элементов сбруи, а бездуговая будет отличаться отсутствием дуги.
  2. Постромочно-дышловая часть упряжи нужна для регуляции движений коня и управления телегой. Основой акцент сделан на дышло, которое находится сбоку, шлея крепит его к голове лошади, а пристяжной ремень помогает соединить дышло с хомутом.
  3. Постромочная применяется редко из-за того, что неудобная для лошадок разных видов. Вся сила тяги ложится на постромки и хомут, и управлять вожжами становится неудобно.
  4. Комбинированная нужна в тех случаях, когда в упряжку нужно поставить от 6 до 8 коней. Выбирают такой вид сбруи исходя из роста и силы лошадей. Самых сильных ставят вперед, а остальные — сзади колоны. Наездник должен не просто уметь управлять повозкой, а быть умелым всадником, поскольку неправильно натянутые вожжи или команды могут понести такой экипаж в неизвестном направлении.

Тачаночная запряжка сейчас не применяется. Состояла из дышла и постромок, которые надевались на 4 коней. Компанию тачаночной упряжке составлял некогда цуг, который предназначался для того, чтобы упряжные лошади могли передвигаться гуськом. Надевали цуг на шесть коней, и тогда они очень медленно могли везти повозку и наездника.

Любая часть сбруи должна точно сидеть на лошади, чтобы не травмировать животное.

Лошадь в хозяйстве требует особого ухода, поэтому так важно обеспечить ее соответствующей экипировкой. Если упряжь подобрана правильно, с учетом индивидуальных особенностей животного, то процесс привыкания лошади к хозяину пройдет быстрее.

Что необходимо для управления?

Сегодня нет проблем с тем, чтобы приобрести качественную амуницию для коня, независимо от сферы, где предполагается его использовать. Недоуздок, уздечка, шамбон, седло и другие принадлежности – все это конская сбруя. Все необходимое есть в специализированных магазинах. При выборе комплекта нужно понимать, что любая качественная упряжь лошади должна быть универсальной. Желательно, чтобы можно было заменять некоторые части при необходимости.

В состав экипировки для верховой езды входят следующие элементы.

  • Недоуздок. Это приспособление позволяет тренировать лошадь. Такой вид оголовья представляет собой уздечку, но комплект не полный. Он используется, чтобы обеспечить необходимый контроль за лошадью или когда необходимо ее оседлать. Надевая его, хозяину удобнее работать на открытом пространстве. При этом рот животного ни чем не занят, поэтому оно может пастись. Состоит недоуздок из капсюли, подбородочного, нащечного и затылочного поясов.

Чтобы приучить особенно чувствительных лошадей, используют веревочный недоуздок. Он мягкий, не травмирует лошадь. Круглые узелки в конструкции производят давление, легко воздействуя на кожу лошади и заставляя ее поворачивать голову туда, куда необходимо хозяину.

  • Стремена. Входят в состав конструкции седла. Необходимы, чтобы всадник ставил ноги в фиксированное положение во время поездки на животном. Стремя позволяет выдержать необходимый баланс. Много десятков лет назад этот элемент был в виде петель, что не совсем удобно и небезопасно.

Сегодня они изготавливаются из металла и обладают продуманной формой.

  • Удила . Управлять лошадью просто, важную роль в этом играют удила. Они вставляются в беззубый край десны и позволяют поворачивать животное. Конструкция очень простая и состоит из двух колец, грызла. При небольшом натяжении животное понимает, следует ли ему остановиться. Этот элемент приобретается с учетом индивидуальных особенностей лошади. Не всегда привлекательный дизайн говорит о том, что удила подойдут коню.

Если он по размеру не будет подходить, то животное станет испытывать дискомфорт, могут травмироваться рот и щеки.

  • Хлыст . Многие заводчики забывают, что это приспособление не основное, а вспомогательное при управлении лошадью. Хлыст необходим, чтобы усилить команду от всадника, не более того. На большинстве соревнований использовать его можно с большими ограничениями.

  • Путлища. Этот элемент представляет собой небольшой ремень, посредством которого стремя прикрепляется к седлу. Изготавливают его из мягкой кожи, цвет может быть разным. Замок в конструкции этого изделия фиксирован, его расположение – ниже человеческой икры, поэтому и во время поездки отсутствует дискомфорт.

  • Седельная сумка. Больше аксессуар, чем необходимость. Изготавливается из различных материалов, обычно имеет прямоугольную форму, чтобы хорошо лежала на теле лошади.

  • Повод. Чаще всего изготавливается из кожи, поскольку этот материал идеально выдерживает нагрузку. Ремень пристегивается к трензельным кольцам.

Посредством него обеспечивается контакт всадника с животным, управление им и контроль над направлением движения.

  • Мартингал . Этот элемент не дает животному закидывать голову вверх, таким образом, всадник защищен от удара затылком лошади. Прикрепляют мартингал к подпруге, в области груди он разделяется на несколько ремней, оснащенных кольцами. Через кольца просовывают поводья, ближе к железу ставят ограничители.

  • Шамбон. Это одна из развязок, используемых во время тренировочного процесса. Благодаря ей голова животного остается в фиксированном положении. Присоединяют элемент к железу и подпруге, потом он ложится под оголовьем, а именно – нащечным ремнем.

Шамбон не мешает лошади вытягивать голову как мартингал, и с его помощью снимается лишняя нагрузка со спины животного.

  • Седло . Используется не только для удобства всадника, но и для защиты спины лошади. При правильной конструкции вес наездника распределяется равномерно. Для каждого коня эта деталь амуниции должна подбираться индивидуально, с учетом высоты холки животного, длины ленчика и других параметров. Седла бывают разные: дамское, вестерн, английское. Есть в продаже азиатские седла и испанские. Седла отличаются друг от друга в зависимости от того, с какой целью будет использоваться лошадь.

  • Шпоры. Элемент, который всадник надевает на ноги. Необходим для усиления воздействия на коня. Производятся шпоры разной конструкции, с недавнего времени запретили использовать те, которые имеют колесики, поскольку они наносят сильный вред животному.

  • Нагрудник. Позволяет обеспечить необходимую безопасность и стабильность во время управления лошадью. Этот элемент не дает седлу уходить назад. Чтобы нагрудник выполнял поставленные задачи, требуется его правильно подгонять. Бывают нескольких видов: 3- и 5-точечные, охотничьи, охватывающие грудную клетку, и конкурные эластичные.

Защитные аксессуары

Есть широкий список защитных аксессуаров для лошади, которые также необходимо приобретать.

  • Гурта. Этот предмет приобретается исключительно для езды на корде или для иппотерапии. Производитель специально делает антискользящее покрытие, чтобы наезднику было удобнее. В конструкции есть выполненные из кожи приструги и роликовые пряжки.

Удерживаться на лошади помогает удобно расположенная ручка.

  • Шоры. Их еще называют щитками или наглазниками. Это небольшие пластины, которые устанавливаются возле глаз животного. Они должны не только защищать их от веток и летящей из-под копыт грязи, но и ограничивать обзор, чтобы животное не испугалось.

  • Налобник. Входит в состав уздечки. Он необходим в качестве удерживающего оголовье компонента, который не дает ему соскользнуть. Производится налобник в виде кожаной полосы, которая выполняет исключительно рабочую функцию.

В последнее время стали изготавливать красивые модели с цветными вставками, чтобы элемент выполнял дополнительно и эстетическую функцию.

  • Подхвостник. Очень важный элемент экипировки коня, благодаря которому седло не уходит вперед.

  • Попоны. Полезное изобретение, которое предназначено для увеличения комфорта животного. Чаще всего применяют, когда лошадь перевозят зимой, при резких перепадах температуры окружающего воздуха. При изготовлении используется шерстяное полотно, обладающее особым согревающим эффектом. Фиксируется с помощью ремней и застежек. Шьют изделие с учетом физиологии животного и климатических особенностей региона. Оно может быть ночным, прогулочным, зимним.

Изготавливаются даже так называемые дождевики.

  • Бинты. Основной материал, который используется при пошиве этого изделия – хлопчатобумажная ткань. Именно она способна обеспечить сухожилиям и суставам соответствующую защиту. С наступлением холодов они применяются в качестве средства утепления. Во время тренировок на ноги лошади наматывают бинты, изготовленные из трикотажа, также они могут быть креповые. Ширина каждого изделия – 80 мм.

  • Ногавки. Аксессуар, который также используется в качестве защиты ног животного. Чаще всего надевают поверх бинтов, реже – просто на пясти. В качестве фиксирующих элементов используются застежки или липучки.

Виды упряжи

Упряжь необходима, чтобы обеспечить удобство не только наезднику, но и животному. Хозяин показывает, что он в паре доминант, сбруя позволяет легко управлять лошадью, без дополнительного принуждения, животное находится под контролем.

В составе упряжи могут быть шоры на глазах , иногда они отсутствуют, все зависит от того, как именно используется животное. Во время соревнований этот аксессуар имеет особое значение, поскольку помогает лошади сосредоточиться на выполнении поставленной задачи.

Вожжи, подпруга и другие элементы подбираются индивидуально. Чаще хозяин учитывает индивидуальные особенности коня и другие факторы. Конное снаряжение имеет свою классификацию, к примеру, есть упряжь для работы в поле, спорта и состязаний или организации повозки.

Если принимать во внимание количество впрягаемых лошадей, то упряжь может быть:

  • одиночной;
  • парной;
  • многолошадной, когда в одной связке идет от 3 до 8 коней.

Способ запряжки также является определяющим фактором и составляет отдельную классификацию.

  • Одноконно-дуговой. Несложно догадаться, что в упряжь ставится только одно животное. В конструкции применяется деревянная дуга, а кроме того, гужевое облачение.

  • Оглобельно-постромочный . В конструкции используются те же элементы, что и в предыдущем случае, только нет дуги. Ведущая роль тут отведена шлее, при этом у оглоблей небольшой размер, а сами они прикреплены к седелке, а не к хомуту.

  • Постромочно-дышловой. Главную роль играет дышло, которое позволяет осуществлять беспрепятственное управление повозкой. С ним лошадь легко поворачивает в нужном направлении. Эту конструкцию допускается использовать не с одним, а сразу с двумя животными.

  • Постромочный. Простой вариант, в котором не предусмотрены оглобли и дуга. Вся конструкция закрепляется за счет хомута, а также системы ремней. Нередко можно встретить упряжь этого вида с ручным тормозом, поскольку заставить остановиться лошадь, которая сильно разогналась, другим методом непросто.

  • Тачаночный. Вид упряжи, который устарел. Его использовали для запряжки 4 лошадей одновременно. В середине пара коней впрягается с использованием дышла, а те, что расположены по бокам, – посредством постромок.

  • Комбинированный . Основная сфера назначения – впрягание большого количества животных. В конструкции есть постромка, оглобля и дышло.

  • Цуговый. Идеально подходит для шестерки коней, четыре из них запрягаются в дышло, боковые – постромками.

Как выбрать?

Существуют основные правила выбора экипировки для лошади, к которым стоит прислушаться.

  • Обязательно учитывается темперамент животного . Если конь неагрессивный, спокойный, то можно приобрести тонкие и жесткие удила. Для активных лошадей лучше покупать мягкую экипировку.
  • Хомут подбирается не на глаз, обязательно учитывается ширина и длина животного по спине. Нужно понимать, что для запряжки в повозку и выполнения работ в поле хомут используется разный.
  • Приобретая дугу, основное внимание следует обращать на прочность конструкции и упругость.
  • Вожжи могут быть как цельными, так и составными. Последние используются тогда, когда в упряжке стоит несколько животных.
  • От качества подобранного снаряжения во многом зависит и работоспособность коня, поэтому экономить на аксессуарах не стоит.
  • При покупке хомута к пристяжной лошади , его вес должен быть меньше чем у того, который используется на коне-кореннике.

Правила ухода

Если хозяин лошади следит за ее сбруей, то она может прослужить долго. Чем лучше чистится упряжь, тем меньше вероятность, что она может нанести вред животному. Учитывая тот факт, что большинство элементов изготавливается из кожи и ткани, место, где они хранятся должно обладать соответствующим микроклиматом.

Внутри кладовки или помещения не должно быть слишком влажно, поскольку материал быстро подвергается процессу гниения. Если слишком сухо, то кожа становится жесткой, неприятной на ощупь, она может царапать кожу лошади. Войлочные части очень любит моль.

Чтобы нормализовать микроклимат, следует ставить воду в помещение, где слишком сухо и проветривать, если наблюдается повышенная влажность.

Важно весной выносить и проветривать амуницию – это как раз то самое время, когда моль начинает откладывать яйца.

Упряжь должна быть не только чистой, но и смазанной. От конного пота и грязи она отвердевает, рвется. Вешают ее на деревянные конструкции, а вот железные вешалки совершенно не подходят, поскольку покрываются со временем ржавчиной и портят не только внешний вид снаряжения.

Особое внимание уделяется тем элементам, которые соприкасаются с телом животного. После работы с лошадью упряжь сначала чистится, только после этого вешается на просушку. Зимой бывает непросто сделать это в конюшне, поэтому оборудуются специальные сушилки или используются другие, отапливаемые помещения для хранения. Летом можно просто вывешивать на улицу, но также важно не пересушить кожаный материал, поскольку тогда он теряет свою эластичность и быстро рвется.

Войлочные элементы можно простучать палкой, подпругу размягчают руками. Кожаные изделия специально смазывают, чтобы они не затвердевали и не размокали в ненастную погоду. Для этого можно использовать особую смазку, допускается применять конское топленое сало, куда добавляется березовый деготь. Использовать солидол и автолом нельзя – они портят изделие.

Наносится смазка только после качественной очистки сбруи.

Если необходимо в ремнях пробить дополнительные отверстия, не стоит делать это с помощью шила или ножа. Конструкция не пострадает, только если использовать специальный пробойник.

Кольца, пряжки и иные металлические части также требуется защищать от ржавчины. Для этого их в первую очередь протирают керосином, потом сухим отрезом ткани и после наносят любой жир.

Иногда можно заметить, что войлочные элементы обшиваются холстом. В этом случае, после неоднократного соприкосновения с телом животного, они становятся жесткими, пока их не почистят и не просушат.

Вот почему важно, чтобы на поверхности отсутствовали узелки и грубые швы, поскольку они могут травмировать животное.

Каждый, кто желает иметь хороший конный выезд, непременно сталкивается с необходимостью обзавестись удобной и практичной упряжью для , без которой эффективно использовать животное невозможно. А как только встает вопрос упряжи, тут же возникает необходимость обзавестись хорошей дугой для коня. Как же сделать дугу для лошади своими руками?

Дуга – самая узнаваемая часть упряжки для лошади, будь она городская (экипажная), ямская (троечная), гужевая (ломовая), крестьянская, полуямская или какая-либо еще. Назначение деревянной дуги заключается в том, чтобы удерживать гужи (кожаные петли, с помощью которых соединяются дуга, хомут и оглобли) перпендикулярно по отношению к , иначе у животного на плечах и боках появятся потертости. Все знают, каково качество наших дорог.

В те времена, когда возникла идея конной упряжки (археологические находки самых ранних образцов дуги для лошадей в России датируются XIV веком), дороги у нас были отнюдь не лучше теперешних. Лошадку надо было уберечь от толчков и ухабов. Вот для этого и придумали дугу для лошади. Она смягчала удары, поскольку гужи, закрепленные на дуге, растягивались. Из желания уберечь верхние , и возникла дуга. И стала не только важной амортизирующей, защитной частью конной упряжи, но и ее украшением. Дуги, особенно на парадных выездах, было принято украшать яркими узорами или просто бантами из пестрой ткани. А уж сколько песен спето и стихов написано про колокольчик под дугой!

Красивое крашение дуги

Чтобы сделать самостоятельно дугу для лошади, нужно правильно выбрать дерево. Самый лучший материал для дуги лошадей – ветла или вяз. Древесина вяза отличается большой прочностью, а ветла славится своей легкостью. Но иногда дуги гнули и из дуба, березы или лещины. Заготовки для дуг рубят ранней весной, когда сок в древесных стволах только-только начинает свое движение.

Древесину распиливают на кряжи длиной до двух метров и толщиной до полуметра. А после этого кряж раскалывают на части, которые и станут заготовками будущих дуг. Толщина заготовки должна быть от 8 до 12 сантиметров, длина – от 150 до 180 сантиметров. Концы заготовки нужно обтесать, чтобы придать им форму будущей дуги.


Древесина вяза

Когда заготовка вырезана и обтесана на концах, нужно подготовить древесину к сгибанию. Для того, чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо распарить. Тут поступали по-разному. Одни мастера на 2-3 дня замачивали заготовку в воде, а перед началом работы запаривали среднюю ее часть в крутом кипятке минут на 20-30.

Другие середину будущей конструкции обмазывали свежим навозом и клали в горячую печь, где древесина распаривалась в течении ночи. Еще проще поместить заготовку дуги в баню. Для этой цели во многих банях под потолком были шесты, на которые укладывали жерди, предназначенные для дуг. Под воздействием жара и пара древесина становилась более пластичной.

После того, как заготовка дуги для лошади достаточно распарится, можно приступать к наиболее ответственному технологическому процессу – сгибанию. Для этого используют дужный станок – колодку с двумя параллельно расположенными вырезами. Расстояние между вырезами такое, каким должно быть расстояние между концами готовой дуги.

Конец заготовки дуги нужно заложить в один из вырезов, и после этого начинать аккуратно сгибать распаренную древесину. Делать это надо без рывков и не спеша. Работа тяжелая, поэтому обычно дугу гнут два-три человека. Если дерево гнется плохо, то можно «подпарить» его кипятком для большей пластичности. Длится это может несколько часов.

И вот загибаемый конец дуги оказывается напротив свободного выреза колодки! Его нужно аккуратно и точно туда вогнать. Самая трудная часть работы выполнена! Теперь выступающие наружу концы изделия надо крепко-накрепко связать между собой прочной бечевкой или даже стянуть проволокой, и оставить изделие в таком виде до полного высыхания.


Крепление для сгибания

Завершающая обработка

После того, как дуга для лошади высохла, ее вынимают из станка, развязывают веревку или проволоку, которая была использована для фиксации. Теперь дугу надо обработать. Для этих целей используют специальные рубанки или струги. Готовое изделие можно украсить.

В старину это делали при помощи красок или резьбы. Богатые выезды щеголяли нарядными резными дугами, на которых можно было видеть и геометрические узоры в виде ромбов и кругов, и искусно вырезанные листья, цветы, гроздья винограда. Иногда раскрашивали краской, причем особенно любили черные, красные, золотые, синие и зеленые цвета.

Впрочем, резьба, раскрашивание или просто нарядные банты – это дело вкуса. А вот без чего дуге никак нельзя обойтись – это без колокольчика или бубенца. Для этого к верхней внутренней части конструкции, там, где у нее самая середина, приделывали металлическую петельку, которая называется «зга». Помните: «не видно ни зги»? То есть так темно, что даже дуги на конской упряжи не видно. На эту згу и вешали колокольчик.


Роспись и резьба

Вот так, от выбора материала до закрепления колокольчика на зге, можно сделать дугу для лошади своими руками благодаря нашей подробной пошаговой инструкцией к выполнению.

Сбруя необходима, чтобы впрячь коня (или другое тягловое животное) в повозку. Правильная экипировка позволит животному эффективно использовать силы и упростит управление человеку. Сбруя для лошадей появилась вместе с первыми повозками, около 4000 лет назад. Сегодня упряжь представляет набор конкретных элементов, способных, помимо основной задачи, дополнительно выполнять декоративные функции. Состав и конструкция сбруи также отличаются в зависимости от количества используемых лошадей и типа повозки.

Состав сбруи

Основная задача конской упряжи - передать силу тяги от лошади к повозке с минимальными последствиями для тела животного. Сбруя для лошадей дополнительно является инструментом управления кучера. Базовый набор элементов упряжи включает:

  • Хомут. Главный компонент, на который передается основная часть тягловой силы, затем идущей к повозке. Хомут состоит их покрышки (верхняя наружная часть), подкладки под ней, пары клещей, скрепляемых ремнем (нижняя деталь), хомутины и горта.
  • Гужи (гужевые мочки). Кожаные ремни, соединяющие хомут с оглоблями. К гужам также крепится ободовый ремень.
  • Дугу. Удерживает гужевые ремни вокруг оглобель. Дуга присутствует не во всех наборах упряжи.
  • Уздечку. Система ремней, крепящаяся на голове лошади, к которым цепляются элементы управления: вожжи и (или) повод. Уздечки выпускаются с трензелем (металлический элемент во рту лошади) и без него. В отдельную подгруппу выделяют ковбойскую узду, отличающуюся выполнением из тонких ремешков, подходящих для ремонта за пределами конюшни. Модели без трензеля, вроде хакамора, оказывают основное давление при взнуздывании на переносицу. Воздействие достаточно болезненно для лошади, и такие системы рекомендуют опытным ездокам либо животным, имеющим проблемы с ротовой полостью.
  • Седелку. Частично переносит тяговое усилие лошади с плеч на спину. Выступает в качестве амортизатора при движении по неровной дороге. В состав элемента входит чресседельник, удерживающий оглоблю, хомут и дугу, и подпруги, которыми эта часть сбруи фиксируется на теле лошади.
  • Подбрюшник (деталь седелки). Стабилизирует хомут с оглоблями, препятствуя их резким колебаниям, способным травмировать коня.
  • Шлею. Основной элемент «тормозной системы» экипажа. Отвечает за удержание на месте хомута.
  • Вожжи и поводья. Уже упомянутые управляющие элементы. Первые обычно используют, сидя на повозке. За поводья лошадь ведут пешие сопровождающие.

Ременные конструкции традиционно выполняются из кожи (коровьей или свиной) . Вожжи представляют собой частичное исключение. Их средняя часть часто может выполняться из прочной тесьмы или веревки.

Все элементы упряжи подбираются по габаритам лошади. Несоответствие пропорциям животного уменьшит его эффективность в качестве тягловой силы и создаст риск травмы в месте контакта.

Типы конной упряжи

По внешнему виду различают обычную и декоративную (парадную) экипировку. Последнюю отличает обилие украшений. Так, к обычным элементам упряжи может добавиться плюмаж и другие элементы. Другим критерием, по которому делится лошадиная сбруя, является количество животных, используемых для запряжки. Их число варьируется от 1 до 8 особей (редко используется больше). По конструкции упряжь бывает:

  • Дуговой. Присутствуют все вышеописанные элементы. Оглобли крепятся к дуге.
  • Бездуговой (оглобельно-постромочной). Основная часть нагрузки приходится на шлею. Оглобли присоединятся к седелке.
  • Постромочной. В системе отсутствуют твердые элементы вроде оглобель или дуги. Движение происходит за счет хомута и постромок. Для удобства управления в состав сбруи могут включаться ручные тормоза.
  • Постромочно-дышловой. К ременной конструкции добавляется дышло, регулирующее движение повозки по прямой и на поворотах.
  • Комбинированной или европейской. Используется для создания больших упряжек - на 6-8 особей. Включает оглобли, дышло и постромки. Лошади для такой упряжи должны правильно расставляться по силе и росту: первой парой идут выносливые животные, последней - сильные для обеспечения торможения. Между ними располагаются пристяжные лошади, отвечающие за повороты.
  • Цугом. Конструкция была разработана в Германии - лошади впрягаются попарно, друг за другом. Цуг рассчитан на шестерку коней. Одна или две пары впрягаются в дышло. Цуг сегодня используется редко.
  • Тачаночной. Еще одно устаревшее решение, рассчитанное на четверку коней. Животные располагаются параллельно, при этом центральная пара впрягается с помощью дышла, а лошади по бокам удерживаются постромками.

Конная упряжь - необходимый «соединитель» между лошадью и повозкой. Она необходима, чтобы животное тянуло груз, а погонщик мог им управлять. Сбруя делится на несколько основных категорий, предназначенных для разных типов повозок и количества коней. Но их объединяет общее требование - удобство и соответствие габаритам лошади. Слишком большая или маленькая сбруя может травмировать животное и ухудшить качество управления экипажем.