Изучая висы и упоры, учащиеся овладевают элементами ряда прикладных навыков (лазанье и преодоление препятствий), приобретают необходимые основы техники упражнений на гимнастических снарядах, совершенствуют пространственную координацию движений. Целенаправленно применяя упражнения в висах и упорах в учебном процессе с учетом возраста, пола и физической подготовленности учащихся, учитель в состоянии решать задачи по развитию физических качеств.
Упражнения в висах и упорах (рис. 80-105) выполняются на гимнастической стенке, лестнице, канате, шесте, бревне, перекладине, брусьях, коне. Изучение простейших упражнений рекомендуется осваивать групповым методом. В дальнейшем обучение следует вести, предварительно разбив класс по парам с целью контроля правильности выполнения и в случае необходимости оказания помощи товарищу.
Упражнения в висах и упорах просты по технике, поэтому при обучении следует показать их с коротким объяснением. Выполнив упражнение с помощью учителя 2-3 раза, учащиеся в дальнейшем могут выполнять их самостоятельно. Висы и упоры (простые) - положения, в которых тело удерживается на снаряде только руками. В висе плечевая ось выполняющего находится ниже, а в упоре выше точек хвата.
Висы и упоры могут быть смешанные и простые (к смешанным упорам относятся и седы).
(рис. 179). Смешанный вис - это такое положение тела, при котором помимо опоры руками существует дополнительная опора о пол или снаряд любой частью тела. Упражнения в висе могут выполняться в хвате сверху, снизу разным хватом и др.
Вис стоя - стойка у снаряда, хват руками на ширине плеч, туловище и голову держать прямо, угол наклона к полу не более 45°.
Вис стоя сзади - то же, что и вис стоя, но спиной к снаряду.
Вис стоя согнувшись - занимающийся находится в приседе лицом к снаряду.
Рис. 179. а - вис стоя сзади; 6 - вис стоя согнувшись; в - вис присев сзади; г - вис лежа сзади; д - вис лежа справа; е - вис прогнувшись; ж - вис на левой
Вис присев сзади - присед спиной к снаряду.
Вис лежа - положение гимнаста, при котором угол наклона тела не превышает 45°.
Вис лежа сзади - то же, что и вис лежа, но спиной к снаряду.
Вис лежа справа (слева) - вис лежа боком к снаряду, опираясь ногами справа или слева, кисти рук на расстоянии 10-15 см.
Вис прогнувшись (согнувшись) с опорой выполняется на нижней жерди с опорой ступнями о верхнюю жердь.
Вис на левой (правой ) - вис с дополнительной опорой, согнутой в колене левой (правой) ногой.
Висы простые. Вис - положение тела, при котором хват на ширине плеч, руки, туловище и ноги составляют прямую линию. Первоначально положение виса изучают на гимнастической стенке группой 10-15 человек. При изучении виса спиной к стенке учитель должен следить, чтобы гимнастической стенки касались затылком, лопатки, ягодичные и икроножные мышцы и пятки учащихся. В висе лицом к гимнастической стенке ее должны касаться грудью, животом, бедрами и носками ног.
Вис с согнутыми ногами - из виса согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах (не меняя положения головы, рук и туловища).
Вис на согнутых руках выполняется из виса стоя, слегка отталкиваясь ногами и сгибая руки.
Вис согнувшись - тело согнуто в тазобедренных суставах, ноги подняты и находятся над туловищем.
Вис прогнувшись - учащиеся находятся в положении головой вниз, тело прогнуто, голова отведена назад.
Вис углом - положение тела, при котором угол между туловищем и поднятыми прямыми ногами составляет 90°.
Вис сзади - положение тела, при котором учащийся обращен спиной к снаряду, ноги прямые и максимально опущены вниз.
Вис на согнутых ногах.
Упоры простые. Упор - положение занимающегося на снаряде, в котором плечевая ось расположена выше точек хвата, руки и тело прямые, голова прямо.
Упор на предплечьях - положение, при котором у занимающегося руки согнуты в локтевых суставах под углом 90°, опираясь на предплечья и удерживая их кистями снаружи, локти несколько смещены внутрь.
Упор на руках - положение, при котором опора по всей длине слегка согнутых в локтях рук, кисти захватывают жерди снаружи, туловище перпендикулярно опоре.
Упор углом - положение, при котором поднятые ноги образуют с туловищем прямой угол.
Упор правой - положение, при котором ноги широко разведены, одна вперед, другая назад.
Ярославской областиРыбинский педагогический колледж
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
гимнастике
специальность
050720 «Физическая культура»
на
тему:
«Висы
и упоры.
Методика
обучения висам и
упорам с 1 по 11 класс
общеобразовательной
школы»
Студента
5 курса Ф группы:
Голеухина
Андрея
Преподаватель:
Смирнова
Татьяна Владимировна
Рыбинск
2011
Оглавление
Введение………………………………………………………… ………………………..3
- Определение
висов и упоров. Виды висов и упоров…………………………….4
Значение висов и упоров………………………………………………………….. .6
Методика обучения висам и упорам с 1 по 11 класс общеобразовательной школы………………………………………………………………… ……………….8
Литература…………………………………………………… …………………………42
Введение
Гимнастика – одно из наиболее
массовых и доступных средств
физического воспитания человека.
Её значение обусловлено эффективностью
воздействия на организм занимающихся,
доступностью и разнообразием
средств.
Основной
формой организации занятий по гимнастике
в школе являются уроки физической культуры
с гимнастической направленностью. Наряду
с этим гимнастические упражнения включаются
в физкультурно-оздоровительные занятия
в режиме дня (упражнения на больших переменах,
физкультминутки, вводная гимнастика,
игры и др.), в мероприятия по внеклассной
работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные
праздники, внутришкольные и внешкольные
спортивные соревнования, занятия в спортивных
секциях.
Гимнастика
– одно из действенных и универсальных
средств физического воспитания, применяемое
с целью образования, спортивной подготовки,
оздоровления, восстановления, лечения,
приобретения жизненно необходимых навыков
прикладного, производственного или оборонного
значения. Она является хорошим средством
для укрепления здоровья и играет существенную
роль в оздоровлении людей разного возраста
и пола, разного уровня физической подготовленности,
спортсменов и начинающих заниматься
спортом. Гимнастические упражнения оказывают
положительное влияние на показатели
деятельности жизненно важных органов
и систем, активизируют обмен веществ,
развивают нервно-мышечный аппарат, улучшают
кондиции (силу, выносливость, гибкость,
координацию) и фигуру (путем снижения
количества жира, исправления осанки,
изменения пропорций тела). Средства гимнастики
благотворно влияют на формирование личности.
Рассмотрим
висы и упоры, которые являются одними
из видов упражнений на снарядах и
благоприятно влияют на организм, укрепляя
опорно-двигательный и нервно-мышечный
аппараты.
- Определение
висов и упоров.
Виды висов и упоров
- вис присев. Смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры (напр., на брусьях разной высоты).
- вис прогнувшись. Вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед снарядом или позади него.
- простой вис. Положение в висе, когда снаряд захватывается одной частью тела (руками, ногами, носками).
- вис сзади. Вис на отведенных назад руках.
- смешанный вис. Положение в висе с дополнительной опорой о снаряд или пол др. частью тела.
- вис согнувшись. Вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед снарядом или позади него.
- вис стоя. Смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
- вис стоя сзади. Смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперед, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
- вис лежа. Смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями (на брусьях разной высоты - бедрами) впереди или сзади места хвата.
- вис на правой (левой). Смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад.
На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.
В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом.
Правильное положение нижних конечностей обеспечивается напряжением соответствующих мышц, которое должно сохраняться при выполнении последующих размахиваний. Сгибание в тазобедренных суставах или прогибание в поясничном отделе позвоночника при выполнении виса недопустимы. Наличие таких ошибок очень часто является следствием неправильного положения головы: отведения её назад или, наоборот, опускания на грудь. В правильном положении голова удерживается прямо и находится между руками.
Упор: 1. Гимнастический элемент. Положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры. Различают упоры простые и смешанные.
- упор боком. Смешанный упор. Положение с прямым телом боком к снаряду и опорой одной рукой и ногами.
- упор верхом. см. УПОР ноги врозь правой (левой).
- горизонтальный упор. Упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находится в горизонтальном положении.
- упор кольцом. Смешанный упор. Положение лежа на животе с опорой руками и бедрами согнутых назад ног, касаясь ступнями головы.
- упор лежа. Смешанный упор. Положение с опорой прямыми руками и носками вытянутых ног.
- упор лежа на бедрах. Смешанный упор. Положение лежа с опорой прямыми руками и передней поверхностью бедер.
- упор на коленях. Смешанный упор. Положение стоя на коленях с опорой руками.
- упор на предплечьях. Положение с опорой на предплечья.
- упор на руках. Положение на брусьях с опорой на руки по всей их длине.
- упор на руках согнувшись. Упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем.
- упор ноги врозь вне. Упор с прямыми широко разведенными горизонтально нога ми, расположенными за руками.
- упор ноги врозь правой (левой). Положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) - за ним.
- упор присев. Смешанный упор. Положение приседа, колени вместе, с опорой руками около носков.
- простой упор. Положение с опорой только руками.
- разный упор. 1). Положение на женских брусьях, когда одна рука находится в упоре на нижней жерди, а другая - в упоре на руке на верхней. 2). Положение на коне, когда одна рука опирается на ручку, другая - на тело снаряда.
- упор сзади. 1). Смешанный упор. Положение сидя с опорой руками, отведенными назад, или лежа с прямым телом и опорой пятками. . Положение в упоре, когда снаряд находится за телом.
- смешанный упор. Положение с опорой не только руками, но и др. частью тела.
- упор спереди. 1). Смешанный упор. Положение прямого или слегка прогнутого тела с опорой о снаряд руками и передней поверхностью бедер или носками. 2). Положение в упоре, когда снаряд находится перед телом.
- упор стоя ноги врозь. Смешанный упор с прямыми разведенными ногами.
- упор стоя согнувшись. Смешанный упор. Стоя наклон вперед с опорой руками.
2. В акробатике вертикальное или горизонтальное положение занимающегося с опорой на руки и расположением плеч выше точек опоры. Разновидности упоров: углом, высокий угол, на локтях, на локте с поддержкой, на локте ("крокодил"), горизонтальный упор и т. д. Упор в групповой акробатике - это положение на партнере, при котором плечи верхнего находятся выше (на уровне) опоры, а усилия направлены на отталкивание.
- Значение
висов и упоров
В I классе учащиеся овладевают лазаньем по гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и под-лезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.
Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоро-стно-силовых качеств.
Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) - положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Роль мышечного чувства чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошем осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.
Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от координационной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся.
По своей физиологической характеристике висы и упоры относятся к группе упражнений, для которых характерным элементом является силовое напряжение. Висы и упоры имеют большое прикладное значение и используются в лечебной физической культуре, как средство профилактики, коррекции и т.д.
В лечебной физкультуре висы применяются в двух видах:
1) висы чистые;
2) висы смешанные.
Упражнения в чистом висе
При чистых висах вся нагрузка при выполнении упражнений осуществляется мышечными группами верхних конечностей и корпуса. Другими словами, тяжесть тела преодолевается работой ограниченных мышечных групп, имеющих непосредственное отношение к движениям грудной клетки.
При чистых висах грудная клетка фиксируется в определенном положении, что зачастую вызывает задержку дыхания и натуживание. Последнее, повышая внутригрудное давление, задерживает приток венозной крови к сердцу, способствуя проявлению застойных явлений, особенно в венозной системе головы и шеи и в малом круге кровообращения.
и т.д.................
Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «10» класса
Урок № 37. Разновидности висов и упоров – техника выполнения заданий на брусьях.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
- перечень висов;
- перечень упоров;
- техника выполнения заданий на брусьях;
- возможные ошибки при выполнении упражнений.
Урок посвящен разновидностям висов и упоров и технике выполнения заданий на брусьях.
Глоссарий
Исходное положение (ИП) - начальное положение, из которого начинают совершать упражнение.
Упоры - положения, при которых плечи находятся выше точек опоры.
Брусья - гимнастический снаряд, применяемый для упражнений в висе и упоре.
Вис - это упражнения на гимнастических снарядах. Основная цель таких упражнений – удержание тела на весу.
Хват - это положение рук при висе.
Основная литература:
- Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 237 с.
Дополнительная литература:
- Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, с.
Интернет-ресурсы:
- Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 09.07.2018)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Вис – это элемент гимнастики, во время которого линия плечевого пояса гимнаста находится ниже точек хвата.
Спортсмены выполняют висы на гимнастических снарядах, например, брусьях и кольцах.
Есть два вида висов: простые и смешанные. Во время простых висов гимнаст держится за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками). В смешанных висах он дополнительно опирается другой частью тела (одной ногой или двумя).
Различают следующие висы:
Вис присев – смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры, к примеру, на брусьях разной высоты.
Вис прогнувшись – вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой перед снарядом или позади него.
Вис согнувшись – положение, во время которого тело сгибается в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед снарядом или позади него.
Кроме этих положений бывают висы сзади, висы стоя, висы стоя сзади, висы лежа.
Вис на правой или левой руке – смешанный вис, при котором одна согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а другая прямая. Туловище немного прогибается, голова отводится назад.
Давайте рассмотрим основные правила выполнения висов. В положении виса тело старайтесь по максиму выпрямить тело. Для этого нужно провиснуть в грудино-ключичных и плечевых суставах и расслабить мышцы в районе поясницы. Руки должны быть прямые, но при этом не напряженные. Ноги выпрямите в коленных и тазобедренных суставах, носки оттяните. Следите за верным положением головы – держите ее прямо между руками. Не стоит заваливать голову назад или прижимать к груди.
Упоры – положения, при которых плечи находятся выше точек опоры.
Есть две разновидности упоров – простые и смешанные.
Простой упор – положение, при котором упор приходится только на руки.
Смешанный упор – положение, при котором упор приходится кроме рук на другие части тела.
Существуют упоры боком, кольцом, лежа, горизонтальный, стоя согнувшись, упор присев, упор ноги врозь и другие.
На женских брусьях используется разный упор, когда одна рука находится в упоре на нижней жерди, а другая – в упоре на руке на верхней.
При выполнении гимнастических упражнений очень важно соблюдать технику безопасности. Давайте повторим основные правила.
1) Важно выбирать правильное месторасположение спортивных снарядов в зале. Нужно располагать их на достаточном расстоянии друг от друга и от стен.
2) Необходимо, чтобы учащиеся хорошо видели снаряд и место соскока. Недопустимо ставить оборудование так, чтобы школьники выполняли элементы лицом к яркому свету.
3) Обложите снаряды гимнастическими матами, учитывая места приземления после соскоков, а также возможных срывов и падений. В месте приземления уложите двойной слой матов. Важно, чтобы гимнастические маты плотно прилегали друг к другу, между ними не было зазоров.
4) Перед занятием на брусьях проверьте вместе с учителем их высоту. Высоту жердей обычно нужно устанавливать одновременно с обоих концов. Во время этого процесса нельзя, чтобы кто-то находился под ними.
5) Во время установки перекладины и брусьев разной высоты обратите внимание на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. Чтобы проверить это, возьмитесь за тросы и сильно потяните их на себя. Перекладина и брусья установлены правильно, если они находятся в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока протрите гриф перекладины сухой ветошью и зачистите мелкой наждачной бумагой.
6) Важно, чтобы в подготовительной части занятия учитель указал, какую дистанцию ученикам нужно соблюдать, чтобы избежать столкновений друг с другом.
7) Обязательно проведите разминку перед основной частью урока. Попросите учителя показать вам технику выполнения гимнастических упражнений и ответить на все ваши вопросы по их технике.
Для соблюдения мер безопасности во время выполнения гимнастических упражнений важно соблюдать правила страховки и самостраховки.
Во время страховки безопасность при выполнении упражнений обеспечивают учитель или подготовленные к этому школьники. Страховать может один человек или несколько – это зависит от сложности элемента.
Важно, чтобы все ученики владели и навыками самостраховки, знали, какие приемы предотвратят возможные травмы. К примеру, чтобы избежать срыв со снаряда, необходимо своевременно соскочить со снаряда, прекратить движение или выполнить дополнительные движения (согнуть руки, ноги и туловище для замедления инерции). Научитесь правильно приземляться во время падения.
При падении назад присядьте, согнитесь и выполните перекат назад. При падении вперед сделайте кувырок вперед или падайте в упор лежа, упруго сгибая руки.
Если вы травмировались сами или кто-то из ваших одноклассников, немедленно сообщите об этом учителю. Строго выполняйте все его рекомендации. При необходимости вызовите скорую помощь.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Слова по теме урока
Найдите шесть слов по теме урока.
Решение.
Все слова связаны с темой урока. Попробуйте вспомнить, о каких понятиях упоминалось на занятии.
2. Виды упоров.
Соедините изображение и текст.
Упор на руках Упор сзади Упор присев
Решение: обратитевнимание на положение тел спортсменов, как они держатся за опору. Правильный ответ: 1) упор присев, 2) упор на руках, 3) упор сзади.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Предлагаемый словарь содержит термины, необходимые специалисту по физической культуре, и не включает термины, используемые в спортивной гимнастике на уровне высокого мастерства. В словарь не включены также термины, которые достаточно подробно описаны в главе «Терминология гимнастики», а также очевидные, сходные с бытовыми выражениями (напр.: медленный, ноги врозь, на носках). В алфавитном порядке приводятся только основные термины, все остальные сгруппированы в тематические группы.
ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ
Общие понятия
ЭЛЕМЕНТ - кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.
СОЕДИНЕНИЕ - совокупность последовательно и слитно исполняемых элементов, при этом выполнение элемента в соединении качественно отличается от его изолированного выполнения.
КОМБИНАЦИЯ - совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным (вскок, запрыгивание) и конечным (как правило, соскок) элементами.
Характеристики движений
ОДНОИМЕННЫЕ - движения, совпадающие: по направлению со стороной конечности - правой вправо или левой влево; с одноименным поворотом - это движение вправо с поворотом направо или влево с поворотом налево.
РАЗНОИМЕННЫЕ - движения, противоположные: по направлению стороне конечности - правой влево или левой вправо; с разноименным поворотом - это движение влево с поворотом направо или вправо с поворотом налево.
ПООЧЕРЕДНЫЕ - движения, выполняющиеся сначала одной конечностью (рукой или ногой), затем другой.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ - движения, выполняющиеся одно за другим с отставанием второй конечности на часть (обычно половину) амплитуды.
ОДНОВРЕМЕННЫЕ - движения, выполняющиеся конечностями в одно и то же время, могут быть как симметричными, так и асимметричными. Остальные вышеописанные виды движений могут быть только асимметричными.
Предлоги
на - указывает, какой частью тела выполняется опора, например: на голове, на предплечьях, на правой (ноге), на животе;
в - указывает (если необходимо) конечное положение, например: в стойку на руках, в упор сзади;
с - ставится между элементами, выполняемыми одновременно.
СОЮЗ «и» - ставится между элементами, выполняемыми слитно в указанной последовательности.
Группы элементов
УПОРЫ ПРОСТЫЕ - выполняются опорой только руками.
УПОРЫ СМЕШАННЫЕ - выполняются: с дополнительной опорой, кроме рук (чаще ногами); с захватом только одной частью тела - руками (рукой), согнутыми ногами, носками.
ВИСЫ СМЕШАННЫЕ - выполняются с дополнительной, кроме захвата руками, опорой.
ПРЫЖКИ ПРОСТЫЕ - выполняются полетом после отталкивания ногами (ногой) без дополнительной опоры руками.
ПРЫЖКИ ОПОРНЫЕ - выполняются с дополнительной опорой (толчком) руками или рукой при полете над снарядом.
Примечание: определения упоров, висов, прыжков см. в разделе основных терминов.
КОНКРЕТНЫЕ ТЕРМИНЫ
Основные
БЕГ - передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. В художественной гимнастике различают следующие виды бега (указаны отличия от одноименных видов шага - см. Шаг: мягкий - с безопорной фазой и более эластично; перекатный - с безопорной фазой и более эластично; пружинный - состоит из ряда подскоков с поочередными толчками ног; в фазе полета тело выпрямлено, ноги прямые, носки оттянуты; острый - выполняется менее резко, свободная нога выносится вперед быстрым коротким движением и не касается пола носком; высокий - маховое движение бедра при сгибании ноги вперед и фаза полета.
ВИС - положение на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата.
«Звездочка» рядом с основным термином указывает на то, что данный термин обозначает конкретный элемент не только в сочетании с дополнительным термином, но и сам по себе.
ВОЛНА - целостное движение с последовательным выведением вперед и назад звеньев тела снизу вверх; может выполняться рукой (руками).
ВСКОК - прыжок на снаряд с указанием положения, в которое он выполняется.
ВХОД - из упора (в том числе стоя) переход с поворотом кругом в упор на ручках коня.
ВЫКРУТ - переход из виса спереди в вис сзади или наоборот, выполняемый вращением в плечевых суставах.
ВЫХОД - из упора на ручках (в том числе стоя, хватом за ручки) переход с поворотом кругом в упор на теле и ручке.
ГРУППИРОВКА - положение согнувшись с захватом согнутых ног; разновидности: Г. сидя, Г. лежа, Г. в приседе, широкая Г.
ДВИЖЕНИЕ ПРУЖИННОЕ - выполняется из и. п. руки в стороны: руки сгибаются во всех звеньях с напряжением, как бы сжимая пружину; аналогично руки разгибаются; целостное пружинное движение выполняется с дополнительным сгибанием ног и туловища до приседа.
КАЧ - колебательное движение гимнаста вместе со снарядом.
КРУГ - а) движение руками (рукой) по окружности на 360°; б) движение ногами (ногой) по окружности на 360° путем перемахов над снарядом или полом.
КУВЫРОК - вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову.
КУРБЕТ* - прыжок с рук на ноги.
МАХ - движение колебательного характера телом или конечностями в одном направлении; разновидности махового движения: размахивание - несколько махов, выполняемых попеременно в противоположных направлениях; взмах - быстрое движение ногой (ногами) в одном направлении с возвращением в и. п.; отмах - махом переход из упора в вис или более низкий упор; перемах - движение ногой или ногами над полом или снарядом.
МОСТ - максимально прогнутое положение тела с опорой ногами (ногой) и поднятыми вверх руками (рукой).
МОСТ* - выполняется опорой двумя руками и двумя ногами.
НАКЛОН - отведение туловища или головы относительно вертикального положения; разновидности: пружинящий - выполняется несколькими движениями с неполным возвращением в и. п. в промежутках между ними; касаясь - выполняется с касанием пола руками (рукой).
ОБОРОТ - круговое движение телом вокруг оси снаряда или оси, проходящей через точки хвата, с полным переворачиванием с приведенными к туловищу руками; большой О. выполняется с отведенными от туловища руками вверх или назад и максимальным удалением центра масс от точек хвата.
ОПУСКАНИЕ - спад, выполняемый медленно, силой (см. Спад).
ПЕРЕКАТ - вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову; согласно определению П. в сторону с полным переворачиванием не может называться кувырком (ср. Кувырок).
ПЕРЕВОРОТ - вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову и опорой руками (рукой): а) в акробатике различают П. прыжком (толчком двумя ногами, с двумя фазами полета), темпо-
вой П. или просто П. (махом одной, толчком другой ноги, с одной фазой полета), медленный П. или «перекидка» (без фаз полета); б) на снарядах П. выполняется через стойку на руках, на плечах, на голове.
ПЕРЕЛЕТ - перемещение с одной стороны снаряда (или с одной жерди) на другую с отпусканием рук.
ПЕРЕСКОК - а) прыжок через скакалку; б) небольшой прыжок с одной ноги на другую.
ПЕРЕХОД - перемещение вправо или влево с переставлением рук на опоре и выполнением перемаха (или другого элемента).
ПОВОРОТ - движение тела вокруг своей продольной оси; П. туловища или головы выполняется без изменения положения нижележащих звеньев; полповорота - поворот на 45° в строевых упражнениях; в стойке на руках выполняется 77. плечом вперед или назад.
ПОДСКОК - небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением в указанном направлении.
ПОДЪЕМ - переход в упор из виса или более низкого упора.
ПРИСЕД - положение на согнутых ногах опорой на носках; полуприсед - положение на неполностью согнутых ногах опорой на всю стопу; упор присев - сочетание Я. с опорой или касанием пола руками.
ПРЫЖОК - свободный полет после толчка ногами или одной ногой.
РАВНОВЕСИЕ - стойка на одной ноге с отведением другой ноги и наклоном.
РОНДАТ - переворот вперед с последовательной опорой руками и поворотом кругом с приземлением на две ноги.
САЛЬТО - безопорное вращательное движение тела после отталкивания или отпускания рук.
СЕД - положение сидя без выраженной дополнительной опоры; упор сидя - смешанный упор, сочетающий положение сидя и существенную опору руками.
СКРЕЩЕНИЕ - два одновременных встречных перемаха; разновидности: прямое С. - выполняется в продолжение одноименного перемаха; обратное С. - выполняется в продолжение разноименного перемаха; в обоих случаях описывается предварительный перемах, выполняемый из упора (спереди).
СОСКОК - спрыгивание со снаряда.
СПАД - переход из упора в вис или более низкий упор.
СТОЙКА - а) положение стоя; б) вертикальное положение ногами кверху - с указанием опоры.
УПОР - положение с опорой руками, при котором плечи находятся выше или на одном уровне с точками опоры.
УПОР - вертикальное положение тела с опорой прямыми, направленными вниз руками
ХВАТ - способ держания за снаряд; перехват - изменение X .
ШАГ - перемещение путем выставления ноги и перенесения веса на нее; на Ш. - означает выставление одной ноги с распределением веса на обе; в художественной гимнастике различают следующие разновидности Ш. (движения рук здесь не указываются): мягкий - с носка с коротким перекатом на пятку с легким сгибанием ног без колебаний в вертикальной плоскости; перекатный - с носка, при выносе другой ноги вперед опорная слегка сгибается и разгибается, пружинный - как перекат-
ный, но с более выраженным сгибанием и разгибанием ног; острый - с выставлением на носок согнутой ноги, голень которой параллельна опорной голени; выполняется резко, отрывисто; высокий - с высоким подниманием бедра и разгибанием маховой ноги; приставной - с носка одной ногой и приставлением другой; переменный - сочетание приставного Ш. и обычного; скользящий - скользящим движением выставляемой ноги.
ШПАГАТ* - сед с предельно разведенными ногами; Ш. правой (левой) - указана нога, находящаяся впереди.
Дополнительные
Основные положения рук
ВПЕРЕД
ВВЕРХ
ВНИЗ (в и. п. не указывается)
НАЗАД (до отказа)
ВПРАВО или ВЛЕВО
В СТОРОНЫ
Дугообразные движения рук и направления их выведения в промежуточные положения
(ДУГАМИ) ВПЕРЕД - см. также правила сокращений
(ДУГАМИ) КВЕРХУ
(ДУГАМИ) КНИЗУ
(ДУГАМИ) НАЗАД
(ДУГАМИ) ВПРАВО или ВЛЕВО
(ДУГАМИ) НАРУЖУ или ВНУТРЬ
ДУГОЙ - а) движение рукой по окружности более чем на 90°, но менее чем на 360°, начинающееся в указанном направлении и продолжающееся до указанного далее конечного положения; б) на снаряде - движение, начинающееся спадом, с последующим подъемом из нижней точки.
ВНЕ - а) положение ноги (ног) с внешней стороны руки (рук); б) положение снаружи двуосевого снаряда.
ВНУТРИ - а) положение ноги (ног) между опорными руками; б) положение гимнаста внутри брусьев или лестницы.
ПРОДОЛЬНО - плечевая ось параллельна оси снаряда.
ПОПЕРЕК - плечевая ось перпендикулярна оси снаряда.
СТОЯ - а) положение, при котором гимнаст опирается ногами о пол или снаряд, образуя с ним угол более 45°, т.е. вертикальное или ближе к вертикальному; б) положение ног, близкое к вертикальному (в положениях: упор стоя согнувшись, упор стоя ноги врозь).
ЛЕЖА - положение, при котором гимнаст находится в горизонтальном состоянии или ближе к горизонтальному.
СИДЯ - положение, при котором гимнаст использует опору тазом или задней поверхностью бедра (бедер).
СПЕРЕДИ - лицом или передней поверхностью туловища к удерживаемому снаряду или опоре.
СЗАДИ - спиной к удерживаемому снаряду или опоре.
БОКОМ - указываемым (левым или правым) боком к снаряду или опоре.
ПРОГНУВШИСЬ - прямое туловище, слегка отведенные назад плечи, прямые ноги, приподнятая голова (не указывается, если это предусмотрено техникой исполнения).
СОГНУВШИСЬ - тело согнуто в тазобедренных суставах почти максимально.
УГЛОМ - прямые ноги образуют с туловищем прямой угол.
ВЫСОКИМ углом - прямые ноги максимально приведены к туловищу и находятся в положении, близком к вертикальному.
С ЗАХВАТОМ - прямые ноги максимально приведены к туловищу с удержанием рук ногами.
МАХОМ - выполняется за счет инерции движения гимнаста.
СИЛОЙ - выполняется медленно, за счет мышечных усилий гимнаста.
РАЗГИБОМ - выполняется за счет ускоренного разгибания в тазобедренных суставах.
ПЕРЕВОРОТОМ - выполняется с переворачиванием через голову (назад; если вперед, то это оговаривается).
ОДНОЙ, ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ (устар. «верхом») - а) положение ноги врозь, одна (указываемая) нога впереди; б) подъем в положение ноги врозь одной.
НА ОДНОЙ, НА ПРАВОЙ, НА ЛЕВОЙ (устар. «завесой»): а) с опорой согнутой (указываемой) ногой; б) подъем, выполняемый опорой на указываемую согнутую ногу (в положение ноги врозь одной).
ДВУМЯ (устар. «вперед») - характеристика подъема, выполняемого на перекладине перемахом обеими ногами и разгибом в упор сзади.
ВРОЗЬ (стойка ноги врозь) - ноги в стойке расставлены на шаг (разг. «ноги на ширине плеч»).
УЗКАЯ (стойка ноги врозь) - ноги расставлены в стойке вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь.
ШИРОКАЯ (стойка ноги врозь) - ноги в стойке широко разведены в стороны.
КОНСПЕКТ УРОКА № 28 для VI класса
Общие задачи урока
Образовательные
Научить активному толчку руками в момент разведения ног при выполнении прыжка ноги врозь через козла (девочки).
Добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема переворотом махом одной, толчком другой (мальчики).
Совершенствовать выполнение изученных акробатических элементов в комбинации (мальчики, девочки).
Оздоровительные
Содействовать развитию координации движений и ориентировки в пространстве.
Развивать силу мышц рук и плечевого пояса.
Воспитательные
Формировать навыки дружной и согласованной работы при выполнении учебных заданий в группах.
Воспитывать трудолюбие и стремление выполнять в полном объеме нагрузку на уроке.
Необходимый инвентарь, пособия, технические средства обучения:
гимнастические маты, перекладина, козел, гантели, карточки для круговой тренировки. Основная часть 24 мин.
434
436
Введение 3
Часть первая. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ
ПРЕПОДАВАНИЯ ГИМНАСТИКИ 5
Глава 1. Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина 5
Задачи и методические особенности гимнастики 5
Классификация видов гимнастики 8
Оздоровительные виды гимнастики 9
Образовательно-развивающие виды гимнастики 11
Спортивные виды гимнастики 13
1.3. Гимнастика как учебно-педагогическая
и научная
дисциплина 14
Глава 2. Исторический обзор развития гимнастики 16
Закономерности развития гимнастики 16
Гимнастика у древних народов 17
Гимнастика в Средневековье 24
Гимнастика в эпоху Возрождения 25
Гимнастика в Новое время 27
Возникновение национальных систем гимнастики 29
Развитие гимнастики во второй половине XIX - начале XX века 34
Гимнастика в дореволюционной России 36
Развитие гимнастики в России после 1917 г 43
2.10. Возможные пути дальнейшего развития гимнастики 54
Глава 3. Терминология гимнастики 56
Характеристика гимнастической терминологии 56
Правила гимнастической терминологии..57
Способы образования терминов 57
Правила применения терминов 58
Правила сокращения (опускание отдельных терминов) 59
3.3. Запись гимнастических упражнений 60
Формы и типы записи упражнений 60
Текстовая запись конкретных упражнений 62
3.4. Правила записи общеразвивающих упражнений 64
3.4.1. Запись общеразвивающих упражнений
без предмета 64
Положения и движения звеньев тела 67
Запись общеразвивающих упражнений
с предметами 71
3.5. Правила записи упражнений на снарядах, вольных,
акробатических и художественной гимнастики 73
Запись упражнений на гимнастических снарядах....73
Упражнения на гимнастической стенке,
скамейке и в парах 75
Запись акробатических упражнений 78
Запись вольных упражнений 80
Запись упражнений художественной гимнастики....81
Глава 4. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике 83
Причины травматизма и способы его предупреждения 83
Характеристика травм на занятиях по гимнастике
и их профилактика 86
Требования к местам проведения занятий 87
Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма 90
Обучение приемам страховки и помощи 92
Врачебный контроль и самоконтроль 93
Глава 5. Основы техники гимнастических упражнений 96
Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в ее основе 96
Статические упражнения 101
Динамические упражнения 104
Основные понятия и законы динамики 106
Отталкивание и приземление 107
Реактивное движение и реактивная сила
(реакция опоры), хлестовое движение ПО
Вращательные движения 112
Маховые упражнения 116
Силовые упражнения 119
5.4. Общие правила анализа техники
исполнения
гимнастических упражнений 120
Глава 6. Основы обучения гимнастическим упражнениям 121
Теоретические и методологические основы обучения гимнастическим упражнениям 121
Знания, двигательные умения, навыки и способности гимнастов 124
Обучение гимнастическим упражнениям 135
Ознакомление с изучаемым упражнением, создание о нем предварительного представления 136
Разучивание упражнения 143
Закрепление и совершенствование техники исполнения упражнения 145
6.4. Практическая реализация принципов дидактики
при обучении упражнениям 146
6.5. Методы, приемы и условия успешного
обучения
гимнастическим упражнениям: 148
Глава 7. Физкультурные залы, гимнастические площадки
и их оборудование 153
Физкультурные залы и их оборудование 153
Многокомплексные гимнастические снаряды 157
Гимнастические площадки и их оборудование 159
Технические средства, используемые на занятиях
по гимнастике в общеобразовательной школе 161
Глава 8. Научная работа по гимнастике 163
Научная работа учителя физической культуры 163
Гимнастика как научная дисциплина 164
Вопросы гимнастики, требующие исследований 165
Выбор темы для исследования 169
Научная проблема, проблемность исследуемого вопроса 170
Гипотеза 174
Цель и задачи исследования 180
Методы исследования 180
Анализ и обобщение опыта передовой практики
и литературных данных 181
Педагогическое наблюдение 183
Анкетирование, интервью, беседа 185
Индуктивный и дедуктивный методы 186
Педагогический эксперимент 186
Формулирование выводов и предложений. Подведение итогов исследования 188
Оформление научного труда 190
Требования, предъявляемые к языку и стилю 192
Часть вторая. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ 195
Глава 9. Строевые, общеразвивающие и прикладные
упражнения 195
Строевые упражнения 195
Общеразвивающие упражнения 204
Прикладные упражнения 210
Глава 10. Упражнения гимнастического многоборья 223
Вольные упражнения 223
Упражнения на коне 229
Упражнения на кольцах 235
Опорные прыжки 245
Упражнения на брусьях 257
Упражнения на перекладине 270
Упражнения на брусьях разной высоты 282
10.8. Упражнения на гимнастическом бревне
Глава 11. Акробатические упражнения 293
Характеристика и назначение акробатических упражнений 293
Обучение основным акробатическим упражнениям 296
Глава 12. Упражнения художественной и ритмической гимнастики 310
Характеристика и назначение упражнений художественной гимнастики 310
Характеристика и назначение упражнений ритмической гимнастики 319
Составление комплексов упражнений 324
Формы проведения занятий 328
Глава 13. Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике 330
Глава 14. Слово педагога в комплексе средств гимнастики 334
Часть третья. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
ГИМНАСТИКОЙ 339
Глава 15. Занятия гимнастикой в общеобразовательной школе 339
15.1. Урок гимнастики в школе 339
Основные задачи урока 339
Общие требования к уроку 340
Подготовительная часть урока 342
Основная часть урока 346
Заключительная часть урока 349
Организация учебного труда на уроке 350
Организация урока и способы управления занимающимися 351
Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп...354
Массовые гимнастические выступления 357
Глава 16. Прогнозирование способностей
гимнастов и методика отбора
детей
для занятий гимнастикой со
спортивной
направленностью
360
16.1. Требования гимнастики как вида спорта
к способностям занимающихся 360
Изучение и развитие способностей у гимнастов 361
Ориентация и отбор детей для занятий гимнастикой
со спортивной направленностью 382
Глава 17. Основы спортивной тренировки юных гимнастов 385
Спортивная тренировка 385
Этапы спортивной тренировки 387
17.2.1. Начальная спортивная тренировка 388
Начальная специализированная тренировка 389
Углубленная специализированная тренировка гимнастов 13-16 лет 390
Контроль за функциональным состоянием юных гимнастов 392
Принципы спортивной тренировки гимнастов 396
Путь к высокому спортивному мастерству 397
Глава 18. Планирование и учет работы по гимнастике 398
Структура тренировочного процесса 399
Учет результатов учебно-тренировочной работы 403
Глава 19. Организация и проведение соревнований по гимнастике 403
Педагогическое и агитационное значение соревнований 403
Виды и характеристика соревнований 405
Документы, необходимые для проведения соревнований 406
Состав и работа судейской коллегии
на соревнованиях 412
Подготовка и проведение соревнований 413
Судейство соревнований 414
Особенности проведения массовых соревнований 416
Подготовка судей по гимнастике 418
Глава 20. Методическая подготовка учителя физической культуры,
Гимнастическая терминология - это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Национальный государственный университет
физической культуры, спорта и здоровья, Санкт-Петербург
Им. П.Ф. Лесгафта
Кафедра теории и методики гимнастики
ЛЕКЦИЯ
ТЕРМИНОЛОГИЯ В ГИМНАСТИКЕ
Санкт-Петербург
2010
Стр
В деятельности человека ……………………………………………….. 3
2. Способы образования терминов ………………………………………. 4
3. Требования, предъявляемые к гимнастической терминологии ……5
4. Классификация терминов …………………………………………………5
5. Правила использования гимнастической терминологии……………. 7
6. Термины общеразвивающих и вольных упражнений ……………….. 8
7. Термины упражнений на снарядах ……………………………………. . 9
8. Термины для обозначения маховых движений (махов) ………….... 12
1. Терминология как совокупность понятий
в деятельности человека
В любой сфере деятельности человека используются специфичные для этой сферы понятия, которые облекаются в соответствующие слова-термины. Так возникает специальная терминология, как совокупность терминов определенной отрасли, науки, техники, производства, области искусства, общественной деятельности, связанная, с соответствующей системой понятий, процессов.
Гимнастическая терминология - это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.
Под термином принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия (подъем, спад, поворот, оборот и т.д.). Термин отличается от обыкновенных слов, которые могут и не заключать в себе конкретного понятия, а иметь только определенное значение, например: фляк, курбет, спичак, петля Корбут и т.д.
В физическом воспитании, в частности в гимнастике, располагающей безграничным множеством применяемых упражнений, терминология играет, особо важную роль. Система специальных, но понятных и доступных гимнастических терминов облегчает преподавание и общение между преподавателем и учениками во время занятий, общение специалистов, а также помогает упростить описание упражнений при издании литературы по гимнастике. Владение терминологией приобретает особое значение во время обучения гимнастическим упражнениям. Словесные указания преподавателя должны быть краткими и понятными. Точные терминологические обозначения (слова-термины) в качестве речевых раздражителей оказывают существенное влияние на настройку занимающихся, облегчают понимание разучиваемого упражнения и таким образом делают учебный процесс более компактным и целенаправленным.
По мере овладения навыками выполнения изучаемых упражнений значение терминов возрастает. Они начинают играть роль условных сигналов при образовании временных рефлекторных связей. При этом каждый термин должен одинаково пониматься любым занимающимся независимо от степени освоения объясняемого упражнения.
В то же время, дальнейшее развитие гимнастики, новые успехи в теории и практике требуют и дальнейшего совершенствования гимнастической терминологии. Сегодня уже, помимо известных видов записей гимнастических упражнений (обобщённой, конкретной, графической) в спортивной гимнастике широко используется символическая запись, позволяющая судьям, тренерам и специалистам вести запись любых упражнений синхронно с их исполнением гимнастами.
Можно смело утверждать, что важным принципом, положенным в основу любого из существующих видов записей упражнений, является создание зрительного образа записанного упражнения. И в этой связи, чем точнее и короче запись, тем она более приемлема для практической работы.
2. Способы образования терминов
1. Переосмысливание - это придание нового терминологического значения существующим словам (например: мост, шпагат, колесо, березка, выход, ласточка, переход и т. д.).
2. Словосложение - это термины, состоящие из двух или нескольких слов (разновысокие брусья, далеко-высокие прыжки и др.).
3. Из корней отдельных слов общепринятого языка (вис, упор, мах, сед, выпад и другие).
4. Заимствование терминов и выражений из смежных областей деятельности, а также из прежних терминологических систем позволяет сохранить ставшие популярными в гимнастике, например, цирковые термины : рондат, курбет, твист.
5. Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры (стойка на голове, стойка на лопатках, стойка на руках, упор на предплечьях, упор на руках) и положения тела в пространстве (вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись, вис сзади и др.).
6. Термины прыжков и соскоков определяются в зависимости от положения тела в фазе полета (например: прыжок согнув ноги, прыжок ноги врозь, соскок прогнувшись, прыжок переворотом, прыжок закрытый и открытый, прыжок)
7. Аутотермины - по фамилиям первых исполнителей данного элемента, например «петля Корбут», «вертушка Диамидова», «сальто Делчева», «перелет Ткачева», «прыжок Цукахара» и другие. Присвоение имени первого исполнителя используется для краткого наименования нового сложного и оригинального элемента или соединения, если его полное терминологическое наименование слишком длинно, а сокращенное не позволяет точно понять смысл упражнения.
Существуют следующие закономерности образования терминов для различных типов упражнений: статических, маховых, прыжков и соскоков.
Термины, обозначающие статические положения , образуются путем указания на:
Условия опоры, например: стойка на коленях, стойка на голове, сед на пятках;
Положение тела и взаимное расположение его звеньев, например: упор сидя углом, горизонтальный упор, вис прогнувшись, вис согнувшись.
Термины маховых упражнений образуются с учетом структуры и особенностей двигательных действий, например: подъемы - разгибом, махом вперед, переворотом и др.; спады вперед, назад.
Термины прыжков и соскоков зависят от положения тела в фазе полета над снарядом: прыжок ноги врозь, прыжок боком, соскок углом назад.
3. Требования, предъявляемые
к гимнастической терминологии
1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка, а также полностью соответствовать законам морфологии и грамматики языка. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной. (сальто, пируэт), полукольцо, кольцо и т.д.).
2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности данного упражнения (действия) или понятия. Точность термина способствует созданию правильного представления об упражнении, что содействует более быстрому его освоению. Наличие точной терминологии позволяет более широко использовать слово в тренировке гимнастов и вместе с тем в большей мере определять грамотность занимающихся.
3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения, облегчающие наименование и запись упражнений (для этого используют правила сокращения, уточнения и записи упражнений). На занятиях нужно пользоваться гимнастической терминологией на протяжении всего периода обучения необходимо постоянно работать над собой в плане освоения терминологии.
4. Классификация терминов
1. Общие термины - термины отдельных групп упражнений, общих понятий, гимнастических снарядов и его частей, инвентаря (строевые упражнения, вольные упражнения, ОРУ, перекладина, брусья и т. п.).
2. Основные термины - позволяют точно определить смысловые признаки упражнения (например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, наклон, выпад, взмахи, равновесие и т.п.).
3. Дополнительные термины уточняют основные признаки и указывают направление движения, способ выполнения, условия опоры и т.п. (например: разгибом, дугой, поворотом, стойка на руках, голове, лопатках, прыжок перекидной, кольцом и т. п.). В случае необходимости применяются поясняющие слова, подчёркивающие характер выполнения (например, движение рукой делать резко, расслабленно, мягко).
Поочередное - движение, совершаемое сначала одной конечностью, затем другой;
Одновременное - движение, выполняемое конечностями тела одновременно -
Последовательное - движение, выполняемое одной конечностью за другой с отставанием на половину амплитуды;
Симметричные - движения - движения руками и ногами в одном направлении;
Несимметричные - движения, движения руками и ногами в разных направления;
Одноименное - движение, при котором участвует правая рука - правая нога;
Разноименное - движение, при котором участвует правая рука - левая нога, и наоборот.
Название упражнения, как правило, должно состоять из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного, уточняющего движение, его последовательность.
Название упражнения, как правило, состоит из основного термина, выражающего его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность
4. Термины, которые соответствуют положениям, позам и движениям в разнообразных средствах гимнастики. Эта группа терминов наиболее многочисленная.
Прыжок - преодоление снаряда или пространства свободным полетом.
Вис - положение занимающегося, при котором плечевая ось ниже оси снаряда.
Упор - положение занимающегося, при котором плечевая ось выше оси
Хват - способ держания кистями за снаряд или способ держания предмета (хват сверху, снизу, глубокий, узкий, широкий, обратный и др.).
Ось снаряда - прямая линия, проходящая вдоль снаряда; у бревна - вдоль бревна, у перекладины - вдоль грифа, на кольцах - через точки хвата
Плечевая ось гимнаста - это фронтальная линия, проходящая через центры плечевых суставов гимнаста.
Продольно - положение занимающегося на снаряде, если у него плечевая ось расположена параллельно оси снаряда (брусья, перекладина, кольца).
Поперек - положение занимающегося на снаряде, если у него плечевая ось перпендикулярна оси снаряда (упражнение на бревне, на параллельных брусьях).
5. Правила использования гимнастической терминологии.
1. Правила сокращения . Сокращаются второстепенные определения, не имеющие существенного значения. Для движения рук вперед, в стороны, вверх или назад применяются в качестве терминов только два слова - первое обозначает двигаемую часть, второе слово - направление (например: руки вперед, руки вверх и т.п.).
Не указываются положения рук, ног, носков, коленей, если они соответствуют установленному стилю (прямые, ладони внутрь в положении вниз, вперед и вверх, вверх-наружу); ладони вниз при положении в стороны, в стороны-книзу; носки (носок) оттянуты.
Если движение выполняется кратчайшим путем или наиболее распространенным (обычным) путем, то указаний о пути движения не требуется. Если же оно выполняется иным путем, то его следует указать дугами наружу, дугами внутрь.
При движениях руками сокращаются также слова - поднять, опустить, выпрямить и т.п.
Ладонями внутрь - не говорится, при положениях рук вперед, вверх, вниз.
Ладонями вниз - при положениях рук в стороны, перед грудью, на голову
При движениях ногами опускается слово нога, а также опускаются слова: прямые, поднять, опустить и т.п. (например: правую вперед на носок, мах левой назад).
При движениях туловищем - слово «туловище» не говорится (например, при наклонах: наклон вперед, наклон вправо, поворот направо и т.д.).
При движении всего тела не говорится слово «спереди», если гимнаст обращен лицом к снаряду. Опускаются термины «продольно» и «поперек», если положение гимнаста является обычным на том или ином снаряде (поперек - при выполнении упражнений на параллельных брусьях и бревне, продольно - при выполнении упражнений на перекладине, коне-махе, кольцах, разновысоких брусьях).
Не оговариваются конечные положения, если при выполнении упражнения или движения они сами собой разумеются. Не указывается направление движения, если возможно только одно направление.
Кроме того, принято сокращать наиболее часто встречающиеся термины: Гимн, - гимнастика Осн. гимн.- основная гимнастика; Сп. гимн. - спортивная гимнастика; Худож. гимн. - художественная гимнастика Физ. упр. - физические упражнения; Эл. - элемент; Соед. - соединение
2 . Правила уточнения .
а) положение отдельных частей тела определяется по отношению к туловищу, а не к горизонту;
б) направление движения частями тела определяется по его начальному движению;
в) при выполнении упражнений с предметами основным признаком является положение предмета и совершаемый им путь;
г) для обозначения движений звеньями тела не кратчайшим путем употребляется термин: дугами, дугой;
д) название боковых прыжков и соскоков определяется по положению ног или туловища над снарядом;
е) повороты на 45° , 90° ,180° записываются соответственно: полуповорот, поворот, поворот кругом.
ж) союз «и» - обозначает слитное выполнение элементов соединений без паузы (стойка на руках и кувырок вперед);
з) предлог «с» - обозначает слитное выполнение элементов, превращая два элемента в один (подъем разгибом с перехватом за верхнюю жердь);
и) тире - обозначает, что между двумя элементами существует пауза.
Правила записи упражнений
1. Все движения отдельными частями тела называются по отношению к туловищу в его вертикальном положении. Например: из упора лежа нога может быть поднята не вверх, как говорят, ориентируясь на горизонтальную плоскость, а назад, исходя из положения её по отношению к туловищу. Или из положения лежа на спине руки по отношению к горизонтальной плоскости подняты вверх, однако, согласно принятому правилу, это положение следует называть «руки вперед».
2. Если движение совершается несколькими частями тела одновременно, то принято записывать их в следующем порядке: движения ногами, затем туловищем, руками и головой. Например, на один счет нужно: перевести руки за голову; наклонить туловище вправо; повернуть голову направо и отставить правую ногу в сторону. Записывается: «Правую в сторону на носок, наклон вправо, руки за голову, поворот головы направо».
3. При записи упражнения следует указать:
а. исходное положение (и.п.), из которого выполняется данное движение, например: и.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; или: из упора присев, из виса.
б. название движения – основной термин (подъём, поворот, наклон, мах).
в. способ выполнения – дополнительный термин (махом, дугой, разгибом).
г. направление движения – дополнительный термин (вправо, влево, влево-назад).
д. конечное положение (в вис, в стойку, в упор присев).
При записи ОРУ или вольных упражнений:
Например: Из стойки, руки на пояс - наклон вперед прогнувшись,
руки в стороны
а) и.п. - стойка, руки на пояс:
б) название движения - наклон
в) направление движения - вперед
г) характер выполнения - прогнувшись, руки в стороны
При записи упражнений на снаряде (р/в брусья):
Например: и.п. - из виса лежа на нижней жерди подъем разгибом
в упор на в\ж
а) и.п. - из виса лежа на нижней жерди:
б) название движения - подъем
в) способ выполнения - разгибом
г) направление движения и конечное положение - в упор на в\ж
При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, вначале указывают основные, затем второстепенные, например:
И.П. – стойка ноги врозь, руки в стороны.
1-2 (счёт) - наклон вперед прогнувшись, руки за голову.
3-4 – выпрямиться, руки на пояс.
4. При описании упражнений, состоящих из двух одновременно выполняемых движений, применяют предлог «с», подчеркивающий целостность двигательного действия, совмещение во времени отдельных движений, например, подъём махом вперед с поворотом.
5. При записи нескольких движений, выполняемых разными частями тела, каждое название отделяется друг от друга запятой, например: разгибая левую ногу, поворот направо, руки вверх, и поворот направо в выпад правой вперед, руки в стороны.
6. При записи учебных комбинаций на снарядах отдельные элементы разделяются знаком тире, например (запись упражнения на коне) с прыжка круг правой – круг левой вправо – перемах правой – скрещение влево - перемах правой – круг правой влево-назад – соскок углом влево-назад.
7. При записи упражнений, входящих в обязательную программу соревнований, каждый элемент (соединение) записывается с новой строки и справа указывается его относительная трудность в баллах, например:
1. Из виса стоя снаружи наскок в упор………………………….…1,5
2. Перемах правой в упор верхом………………. ………………...1,5
3. Перехват правой хватом снизу за в/ж, махом правой влево поворот налево кругом в вис лежа ………………… ……....1,5
4. Поднимая и сгибая левую, вис присев на ней и махом
правой и толчком левой переворот в упор на в/ж …………………… 2,5
5. Спад в вис лежа, поворот налево в сед на левом бедре
правая рука в сторону ……………………………………………………. 1.5
6. Перехват левой за н/ж и соскок прогнувшись…………….1.5
6. Термины общеразвивающих и вольных упражнений
Исходные положения (и.п.) – стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения. Стойки: основная стойка (о.с.) соответствует строевой стойке; стойка ноги врозь; стойка ноги врозь широкая, узкая, ноги врозь правой; скрестная стойка; стойка на правом (левом) колене; сомкнутая стойка, при которой стопы сомкнуты, правой (левой) вольно.
При выполнении стоек на носках добавляется слово «на носках». Переход из стоек на коленях (а также из положений сидя, лёжа и др.) в стойку на ногах обозначается термином «встать».
Седы – положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед; сед ноги врозь; сед углом, сед углом ноги врозь; сед согнувшись; сед с захватом; сед на пятках или на правой пятке, на бедре и др.
Присед – положение занимающегося на согнутых ногах. Различают: присед; полуприсед; круглый присед, полуприсед; полуприсед с наклоном; «старт пловца»; полуприсед, присед на правой или левой и др.
Выпад – движение (положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги. Различают: выпад; наклонный выпад; выпад вправо с наклоном; глубокий выпад; разноименный выпад (указывается нога и направление выпада), например: выпад левой вправо.
Упоры – положения, в которых плечи выше точек опоры. Различают: упор присев; упор на правом колене, то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) и разноименный; упор стоя согнувшись; упор на предплечьях лёжа; упор лёжа сзади и др.
Круг – движение руками, ногами, туловищем, головой по окружности, а также ногами (ногой) над снарядом.
Наклон – термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон; наклон прогнувшись; полунаклон; наклон вперёд-книзу; наклон назад касаясь; наклон в широкой стойке; наклон с захватом.
Равновесие – устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают: равновесие на правой; равновесие с наклоном; равновесие боковое; равновесие заднее (с наклоном назад); равновесие фронтальное;
7. Термины упражнений на снарядах
Хват – способ держания за снаряд. Различают: хват сверху; хват снизу; хват разный; хват обратный; хват скрестный; хват широкий; хват узкий; хват сомкнутый; хват глубокий.
Вис – положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают: висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.)
Висы простые: вис, вис на согнутых руках, вис согнувшись, вис прогнувшись и др.
Висы смешанные : вис присев, вис стоя согнувшись, вис лёжа, вис стоя. Иные положения уточняются. Например, вис на согнутых ногах.
Упор – положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры. Различают: упоры простые и смешанные.
Упоры простые: упор, упор на предплечьях, на руках, упор на руках согнувшись, упор сзади, упор углом.
Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок), упор лёжа на согнутых руках, левую назад, упор стоя ноги врозь и др.
Сед – положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях, сед на бедре и др.
Начало упражнений на снарядах принято определять терминами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др.
Подъём – переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий. Различают: подъём силой поочерёдно, подъём силой, махом одной подъём переворотом, подъём разгибом и др.
Спад – движение, противоположное подъёму.
Опускание – медленный спад.
Переворот - вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову вперед или назад без промежуточной опоры или с опорой руками.
Оборот – круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся в упоре и заканчивающееся либо в упоре, либо в висе или в стойке на руках при исполнении не касаясь снаряда.
Различают: оборот вперёд (назад) из упора ноги врозь, оборот вперёд или назад из упора, большой оборот.
Большой оборот - круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся и заканчивающееся в стойке на руках или с максимальным удалением центра тяжести тела.
Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси. Различают: поворот махом вперёд, назад, поворот в стойке и др.
Стойка – вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.
Мах – свободное движение относительно оси вращения. Способы: силой, изгибами, с прыжка.
Размахивание – мах, выполненный несколько раз.
Мах дугой – переход из упора в вис дугообразным движением.
Перемах - маховое движение одной или двумя ногами над гимнастическим снарядом в упоре, не отпуская рук или отпуская одну или обе руки.
Кач – однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом (обычно с кольцами).
Раскачивание – несколько качей.
Круг - круговое движение ногами над снарядом или его частью, состоящее из двух последовательных перемахов без касания снаряда и возвращением в начальное положение.
Перелет - перемещение из виса или упора на одной стороне снаряда в вис или упор на другой стороне снаряда с отпусканием обеих рук или такое же перемещение с одной жерди на другую на женских брусьях.
Подлет - выполение в конце маха вперед или назад действий с отпусканием рук (поворотов, сальто) с возвращением на снаряд в вис или упор.
Выкрут – оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперёд и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.
Группировка - положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных и коленных суставах.
Согнувшись - положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных суставах.
Прогнувшись - положение, при котором тело сохраняется прямым или слегка прогнутым. -
Сальто - вращательное движение тела (на полу прыжком) с полным переворачиванием через голову без промежуточной опоры на руки.
Фляк - прыжок вверх-назад с двумя фазами полета: прогибаясь в первой части до опоры на руки и сгибаясь во второй части после толчка руками.
Пируэт - сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.
Угол - положение в висе или упоре, когда прямые ноги располагаются под прямым углом по отношению к туловищу.
Крест - положение на кольцах, в котором опора осуществляется разведенными в стороны руками.
Шпагат - положение сидя с максимально разведенными ногами с опорой на всю их поверхность.
Элемент - составная часть упражнения (комбинации). Отдельное законченное движение или действие определенной структуры, имеющее начало, основу и окончание.
Соединение - сочетание двух или более элементов, выполняемых слитно. при этом исполнение одного элемента как правило затрудняет (осложняет) исполнение другого.
Упражнения (комбинации) - сочетания отдельных элементов и соединений в едином целостном и композиционно определенном порядке. Имеют начало, основу и окончание (соскок) определенной трудности.
8. Термины для обозначения маховых движений (махов)
Мах вперед - маятникообразное движение тела от одной крайней точки до другой в сторону лица.
Мах назад - то же, но в сторону спины.
Перемах – движение ногой (ногами) над снарядом.
Круг – целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами). Различают: круг правой, круг правой влево, влево или вправо назад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнутыми прямыми ногами; круг поперёк, круг прогнувшись и др.
Скрещение – два встречных перемаха.
Вход – переход гимнаста из и.п. у снаряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (её указывают).
Переход – смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента).
Выход – движение, противоположное входу, но на другую часть коня.
Перелёт – перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую.
Соскок – спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Различают: соскок махом вперёд, назад, то же с поворотами, дугой, оборотом, переворотом и др. А также согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.
Прыжок – преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия или снаряда – в свободном полёте после отталкивания ногами.
Опорный прыжок – выполняется с дополнительной опорой (толчком) руками.
Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.
Замах – предварительный мах ногами назад после толчка ногами
Таковы основные термины, используемые в гимнастике.